13 Июля 2009, 16:38

Где мы их уже видели? Ну да, у героя гражданской войны в исполнении Бориса Бабочкина! А в наши дни где мы могли встретить эти усы? Эти усы мы могли встретить в Берлине, Штутгарте, Набережных челнах, Детройте, Шанхае и еще в сотне городов сорока стран, где ведет бизнес возглавляемая им компания - Diamer AG. Я не знаю, герой ли Дитер Цетше - пусть это решают акционеры и весь немецкий народ. Но то, что он настоящий капитан большого бизнеса - это бесспорно. Мы встретились на петербургском экономическом форуме, и Д. Цетше предложил начать разговор уже во время быстрого обеда, пока он расправлялся с листьями салата.

Дитер Цетше
Дитер Цетше
Глава Mercedes-Benz
Александр Кобенко
Александр Кобенко

Странно, почему они вам русскую водку не наливают? :)

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Водку буду пить вечером. :)

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Вы всегда так много работаете, что даже нормально поесть некогда?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

По-разному, но двенадцать часов в сутки - точно. С естественными потребностями организма приходится считаться, поэтому иногда прямо во время разговора нужно что-нибудь закинуть в топку.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Вы названы одним из ста самых влиятельных людей планеты. Ощущаете силу своего влияния?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Меня радует тот факт, что я могу влиять на события внутри компании "Даймлер". "Даймлер" - это важная составляющая часть автомобильной промышленности и промышленности Германии. Значит, я могу оказывать влияние на мировую автомобильную промышленность в целом и на экономику Германии в частности. Но я не переоцениваю своего личного влияния как человека.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Как большой капитан большого бизнеса, за что вы отвечаете? Как формулируют вам задачу акционеры?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Основной инструмент влияния акционеров - это общее собрание акционеров, где они могут что-то высказать. Но количество вопросов, которые решаются с согласия или с несогласия акционеров, очень ограничено. Основные статегии и оперативную деятельность ведет руководство компании. Что касается акционеров, то они в данном случае голосуют, как говорится, рублем: если они не согласны, они продают свои акции, если их все устраивает - покупают.

Дитер Цетше
Александр Кобенко
Александр Кобенко

Но кто вам ставит задачу, как она формулируется?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Вообще-то задачу мы ставим себе сами. Все подчинено главной цели - созданию долгосрочного, успешного и прибыльного предприятия. Над нами - наблюдательный совет, который прежде всего решает, соответствует ли состав правления уровню компании, и следит за тем, чтобы наши решения отвечали всем требованиям законодательства. Раз в год мы предоставляем наблюдательному совету нашу стратегию на будущее, и он может одобрить ее или нет, и даже при необходимости може всех нас заменить, но при этом роль совета "совещательная", "реагирующая" и "контролирующая". То есть в оперативное руководство

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Получается, вы ставите задачу фактически сами себе?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

В принципе – да. Но цель ясна: предприятие должно существовать долго, успешно и прибыльно.

Меня радует, что я могу оказывать влияние на мировую автомобильную промышленность в целом и на экономику Германии в частности.
Александр Кобенко
Александр Кобенко

Прибыль – это главный критерий?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Тут можно начинать и заканчивать с разных сторон (как в истории про яйцо и курицу). Например, можно говорить о том, что все должно быть подчинено желанию клиента, и если клиент доволен, тогда у нас будет прибыль и все будет хорошо. Можно с другой стороны подойти: наши сотрудники должны целиком и полностью нас поддерживать, одобрять все наши решения. И тогда, опять же, у нас все будет хорошо. Здесь можно разные стратегии выбрать и по-разному рассуждать, но результат все равно тот же.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

По гарвардской статистике, успешная компания успешна,если всего лишь 52% решений успешны, а неуспешных – 48%. Можно ли это прокомментировать?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Я немного по-другому вижу эту ситуацию. Очень мало из тех решений, которые принимаются, можно назвать черными или белыми. В основном идут дискуссии, разговоры, при которых 52% аргументов за одно решение, а 48% – за другое, и в данный момент менеджеру приходится принимать решение исходя из 52%, хотя и 48% ему как-то больно отвергать. Я считаю, что недостаточно только принять решения, надо выполнить их так, как они приняты. Основная задача менеджера именно в этом – выполнить все принятые решения правильно.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

А почему не сложилась счастливая жизнь с «Крайслером»?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Слишком мало было общего и географически, и по продуктам, и так далее. А поднять марку на новую высоту очень сложно, даже если делиться технологиями. И третий момент: в связи со всеми этими причинами у них не было возможности смотреть за качеством и технологическим лидерством, поэтому с точки зрения технологии и качества ситуация не улучшалась.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Прокомментируйте, пожалуйста, другую ситуацию. Вот большая компания, много лет была №1 в мире, 100 лет выпускала автомобили – речь о GM – видимо, неглупые люди ею руководили. А теперь она банкрот. Кто виноват?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Я думаю, по трем причинам. Но поскольку там, как вы говорите, действительно неглупые люди работали, то причины не очень-то и просты. Начнем с того, что у них, в соответствии с американским законодательством, очень большие обязательства: пенсионные и страховые. Далее, после одиннадцатого сентября они пытались поддержать спрос большими скидками. Естественно, это повлияло на долгосрочную перспективу.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

А кем конкретно формируется стратегия компании «Даймлер», что это за люди?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

В правление в настоящий момент входят пять человек. Но есть еще такой круг, состоящий примерно из 25 человек, включая правление, с которым мы встречаемся 3–4 раза в год, чтобы обсудить стратегические направления и поделиться своими мыслями.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

На сколько лет вперед разработаны долгосрочные стратегии?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Если говорить о нашей продукции, то от первой идеи до того, как автомобиль сойдет с конвейера, проходит примерно 5 лет. И после этого он еще лет семь продается. Таким образом, мы должны иметь стратегию на все эти годы. Основная наша стратегия рассчитана примерно на 10 лет, а что касается технологических новинок и внедрения новых технологий, то мы, конечно, думаем еще дальше.

Автоконцерн Daimler реализует продукцию практически во всех странах мира и располагает производственными мощностями на пяти континентах. С момента изобретения автомо-биля в 1886 году основатели компании Готтлиб Даймлер и Карл Бенц делали все, чтобы их компания всегда остава-лась движущей силой в автомобильной индустрии. Текущий портфель концерна включает самый ценный бренд мирового масштаба – Mercedes-Benz (24 модели), и такие наименования, как AMG, Maybach, Freightliner, Sterling, Western Star, Mitsubishi Fuso, Setra, Orion и Thomas Built Buses. Компания зарегистрирована на фондовых биржах во Франкфурте, Нью-Йорке и Штутгарте (биржевая аббревиату-ра DAI). В 2007 г. объем реализации автоконцерна составил 2,1 млн автомобилей, а численность персонала достигла 270 000 человек; выручка достигла 99,4 млрд евро, а операционная прибыль – 8,7 млрд евро.

Журнал  «Автомобили»
Александр Кобенко
Александр Кобенко

Как автомобиль будет выглядеть лет через 10–15?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Это будут автомобили с двигателями на альтернативных источниках энергии без каких-либо вредных выбросов. Эти автомобили должны быть безопасными – желательно, чтобы аварий не было в принципе. В этом направлении мы работаем и считаем, что автомобильная промышленность будет идти именно по этому пути. Мы строим автомобили для людей, а люди ценят комфорт. В этом смысле автомобили тоже сильно продвинутся.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Сейчас «мерседесы» уже настолько комфортные, что трудно представить, что же можно сделать еще.

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Я благодарен вам за такое мнение. К счастью, о том, что автомобиль уже комфортный, говорили еще 20–30 лет назад. Расскажу вам одну историю. Был такой руководитель патентного бюро в Лондоне, который 120 лет назад подал прошение об отставке, потому что считал, что все уже изобретено, изобретать больше нечего, а надо только выдавать патенты. Но я уже сейчас знаю о некоторых системах, некоторых разработках, которые сделают жизнь человека внутри автомобиля еще более комфортной.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Первый шаг от бензиновых двигателей – в электричество?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Первый шаг, я считаю, это функция «старт-стоп», следующий шаг – мягкий гибрид и, конечно же, электромотор. Это мотор будущего, но еще пройдет много времени, прежде чем электрический мотор сможет заменить обычный двигатель внутреннего сгорания.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Я слышал, что «Фольксваген» объявляет о планах вывода на рынок электромобиля на базе новой модели Up. На Франкфуртском автосалоне должны показать показать реальный серийный автомобиль.

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Нам не нужно ничего объявлять. То, что сейчас собирается делать «Фольксваген», у нас уже есть. В Лондоне сто автомобилей «Смарт» на электродвигателях ездят уже сейчас, а в ближайшее время появится еще тысяча машин по всему миру.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

А действительно ли человек нуждается в таком уровне комфорта? Правильно ли тратить столько усилий в этом направлении?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Отвечу вам историей из своей жизни. Двадцать лет назад я впервые увидел автомобиль с электростеклоподъемниками и подумал: «Это, конечно, шикарно, но зачем мне это надо? Можно же и ручку покрутить без проблем». А теперь я не могу себе представить, что я кручу эту ручку. Спрос рождает предложение, а предложение тоже рождает спрос. И я уверен, что есть еще системы, которые будут востребованы. Дело в том, что мы строим автомобили в сегменте «премиум», и нам совершенно недостаточно, чтоб человек просто доехал из пункта А в пункт В и не промок. Мы хотим, чтобы человек мог выразить себя, чтобы человек мог почувствовать разницу между нашей машиной и другими, чтобы человек мог испытать эмоции, которые бы он связал с маркой, на которой ездит.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Если получается так, что «Мерседес» всегда впереди всех, то что для вас является сейчас самым главным? Расскажите о главных трендах компании «Даймлер»?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Я не буду здесь скромничать и вам противоречить. Назову лишь еще два пункта, хотя сейчас, понятно, все заняты опера-тивной деятельностью в связи с известными обстоятельства-ми. Первое – технологические процессы, технологии, связан-ные с сокращением выбросов СО2. Второе: мы наращиваем присутствие в быстро развивающихся рынках БРИК – в России, Бразилии, Индии, Китае.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Действительно ли существует возможность партнерства Mercedes с BMW?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

У нас есть совместный проект, и я думаю, что мы будем расширять сотрудничество.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

В голове потребителей эти бренды сольются только в результате землетрясения...

Дитер Цетше
Дитер Цетше

При любом раскладе останутся две независимые фирмы. И с точки зрения клиента, мы, безусловно, останемся конкурентами.

Снимок экрана 2015-05-15 в 14.22.39.png
Александр Кобенко
Александр Кобенко

А что вам в России нравится, и какие у вас в России интересы?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Эмоциональность людей, то, что они открыто выражают, например, восторг. Это меня всегда очень трогает. Что касается страны, то, безусловно, потенциал ее высок, и для бизнеса она предлагает много возможностей.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

В практическое русло это перейдет?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

По легковым машинам у нас развитие шло хорошо, продажи в общем неплохие. По грузовым автомобилям мы участвуем в «КамАЗе» и считаем, что это тоже хороший шанс для развития.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

А что вы думаете о возможности России строить свои собственные автомобили? Опоздали мы навсегда или у нас есть еще шанс?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Я считаю, что сегодня очень сложно без участия иностранных предприятий с каким-то опытом работы на автомобильном рынке сделать свой собственный автомобиль. Я считаю, что по легковым автомобилям самостоятельно Россия пока не справится. А вот по грузовикам, учитывая, что в России огромный рынок для грузовых автомобилей, вполне возможно сделать конкурентноспособный автомобиль. Но, тем не менее, в сотрудничестве с кем-то. И я считаю, что в данном случае "КамАЗ" мог бы стать хорошим примером этого.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Мы не можем не говорить про кризис. Как поется в песне: «Мы здесь затем, чтобы справиться». И наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, недавно рассуждая об альтернативах развития кризиса, дал три графических представления возможных сценариев. Один – как буква V: после достижения дна – интенсивный подъем, другой – как буква W: после стабилизации и кратковременного оживле-ния нас ждет еще одно падение, еще одно дно, после кото-рого и начнется реальный подъем. И третий – как буква L: медленное, постепенное выздоровление. Вы к какому вари-анту склоняетесь?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

Я думаю, что углубления кризиса не будет. Думаю, что воз-рождение может затянуться, и это будет буква U или W, но без выраженных пиков.

Александр Кобенко
Александр Кобенко

Вы целиком заняты оперативной ситуацией или хватает времени подумать о стратегии? Ваше представление о ведении бизнеса в связи с кризисом изменилось?

Дитер Цетше
Дитер Цетше

В целом, нет. Считаю, что кризис только подтвердил, что необходимы долгосрочные цели и над ними надо упорно работать. Их можно немного менять, но они должны оставаться стабильными. Кризис – это очень важный период для того, чтобы нас укре-пить, и поэтому сейчас мы обязательно должны найти время думать о стратегии, которая поможет нам в будущем, после того как кризис закончится.

Автоконцерн Daimler реализует продукцию практически во всех странах мира и располагает производственными мощностями на пяти континентах. С момента изобретения автомо-биля в 1886 году основатели компании Готтлиб Даймлер и Карл Бенц делали все, чтобы их компания всегда остава-лась движущей силой в автомобильной индустрии. Текущий портфель концерна включает самый ценный бренд мирового масштаба – Mercedes-Benz (24 модели), и такие наименования, как AMG, Maybach, Freightliner, Sterling, Western Star, Mitsubishi Fuso, Setra, Orion и Thomas Built Buses. Компания зарегистрирована на фондовых биржах во Франкфурте, Нью-Йорке и Штутгарте (биржевая аббревиату-ра DAI). В 2007 г. объем реализации автоконцерна составил 2,1 млн автомобилей, а численность персонала достигла 270 000 человек; выручка достигла 99,4 млрд евро, а операционная прибыль – 8,7 млрд евро.

Журнал  «Автомобили»
Июль 2009