5 Февраля 2018, 10:15

Новая тенденция, проявившаяся в 2017-м, – отставание Москвы от других регионов, в том числе Подмосковья, по темпам прироста продаж.

Сергей Целиков: «На ближайшую перспективу я смотрю с оптимизмом»
Сергей Целиков
генеральный директор аналитического агентства "Автостат"
Что определило лицо 2017-го «автомобильного» года в России?

Ситуация развивается по классическому для кризисов сценарию: сначала падает массовый сегмент при существенно меньшем сокращении премиалки, а восстанавливается рынок за счет массового сегмента. В 2017-м весь рост обеспечил именно он. При этом корпоративные продажи растут быстрее, поскольку в кризис бизнес перестраивается более оперативно, чем «физики». Свое влияние оказывает и развитие корпоративного такси, каршеринга. Активно росло автокредитование. По итогам 2017-го оно обеспечило около 45% объемов продаж, тогда как в начале года этот показатель составлял 35-37%. Кроме того, за время кризиса лидеры рынка – «Лада», Kia, Hyundai, Renault – укрепили свои позиции, а слабые игроки стали еще слабее. Сейчас около половины объемов продаж приходится на названные четыре бренда, тогда так до кризиса их доля составляла 35-40%. Одновременно в кризис модельный ряд стал менее разнообразным.

Новая тенденция, проявившаяся в 2017-м, – отставание Москвы от других регионов, в том числе Подмосковья, по темпам прироста продаж. В столице многие избавляются от вторых, третьих машин в семье. Пробки, проблемы с парковкой в центре выступают сдерживающими факторами. Москвичам зачастую проще воспользоваться общественным транспортом или услугами каршеринга. Думаю, в других мегаполисах проявится та же тенденция, но с задержкой в 3-5 лет.

В 2018 г. наш рынок продолжит подъем?

Отложенный спрос в 2017-м вычерпан незначительно. Сейчас подходит время смены машин 2011-2013 гг. выпуска, а это самый большой парк, который обновился пока менее чем наполовину. В 2017-м рост цен составил 5-6%, но в результате смещения спроса в массовый сегмент средневзвешенная цена подросла всего на 2%. В 2018-м, если не будет девальвации рубля, планируемое существенное увеличение утилизационного сбора в целом по рыку даст за год рост цен на 5-7%. Сильнее задирать их не получится. Сейчас любое повышение цены сверх общего уровня дает преимущество конкурентам, которые сразу объявляют спецакции. Объемы продаж, по нашим прогнозам, в 2018-м вырастут на 11-15% – вновь в основном за счет массового сегмента, но и премиалка подрастет на 3-5%, в том числе благодаря новым моделям.

Восстановление рынка – устойчивая тенденция?

На ближайшую перспективу развития нашего рынка я смотрю с оптимизмом. Но экономика не растет. Предвыборные вливания закончатся в 2018-м. Эффект от проведения чемпионата мира по футболу тоже осенью сойдет на нет. Отложенный спрос будет во многом погашен. Так что 2019-й «автомобильный» год я вообще пока не вижу.