1 Декабря 2009, 18:34

Владимир Маяковский, как и многие футуристы, к технике относился с должным уважением. В его стихах живут и действуют аэропланы, миноносцы, автомобили и т.п.

Текст - Константин Шляхтинский

Легенда: Владимир Маяковский. Поэт и автомобиль
Владимир Маяковский
Русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века

Однако сам поэт «грохочущего железа» немного опасался. Тем не менее в 1928 году Владимир Владимирович купил автомобиль и привез его в Советский Союз. Что же подвигло человека, который к машинам был более чем равнодушен, управлять ими не умел и категорически отказывался учиться этой премудрости, привезти из Парижа «Рено»? Привезти, рискуя нарваться на непонимание друзей и, как минимум, на острую критику со стороны противников.
И по тем временам поступок Маяковского был действительно неординарным, ведь в СССР автомобиль гражданам иметь не полагалось – он был прерогативой партийно-номенклатурной элиты. Да и та пользовалась не собственными, а служебными машинами. Так почему же был куплен именно автомобиль?

Ищите женщину!

Ответ на этот вопрос лежит, казалось бы, на поверхности, достаточно прочесть стихотворение «Ответ на будущие сплетни», где все ясно изложено. Все, да не все.
Французы, которые, как известно, толк в жизни понимают, в неочевидных случаях всегда советуют cherchez la femme – «искать женщину». А тут и искать не нужно! Эта женщина – бессменная муза Маяковского Лиля Брик. Ради нее поэт был готов на любые жертвы. И вот однажды Лиля Юрьевна потребовала привезти ей не духи, не шелковые чулки, не новую модную одежду и даже не бриллианты, а… автомобиль.
Разумеется, поэт прекрасно понимал все последствия такого шага, но не купить машины не мог: любимая женщина этого бы просто не поняла, ведь она даже специально выучилась водить автомобиль! И теперь планомерно изводила поэта напоминаниями практически во всех своих телеграммах или письмах.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько цитат из их переписки, относящейся к тому времени. Из писем, кстати, видно, что Лиля Юрьевна прекрасно представляла, каким именно должен быть ее будущий автомобиль. Так, 14 октября 1928 года она писала Владимиру Владимировичу в Париж: «Про машину не забудь. 1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонари сзади с надписью “stop”, 5) обязательные стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода, 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади. Про часы с недельным заводом. Цвет и форму (открытую... закрытую) на твой вкус. Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего Buiсk или Renault. Только НЕ Amilcar!» Или вот еще строки от 28 октября: «Прежде чем купить машину, посоветуйся со мной телеграфно...»

Снимок1.PNG

Естественно, при таком раскладе «забыть» о поручении и спустить дело на тормозах было просто немыслимо. И Маяковский вынужденно подыскивал авто для Брик. Правда, денег у поэта было в обрез. Дело в том, что в Париже он вел переговоры о написании киносценария, по которому французские кинематографисты могли бы снять фильм. На вырученные средства и планировалось купить машину. Однако переговоры успехом не увенчались, денег заработать не удалось, и Владимир Владимирович тут же известил о положении вещей свою музу.
Та в ответ написала: «Ууууууу-у-у-у!!! Неужели не будет автомобильчита! А я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста, привези автомобильчит!!!!!!!!!!!!!!!»
Потом инструкции стали более прагматическими: «Если не хватит денег, то пошли хоть... 450 долларов на Фордик без запасных частей. Запасные части, в крайнем случае, можно достать для Форда и здесь. У-уу-ууу!!!!?»


Муза номер два

Вполне могло получиться, что любимая женщина поэта так и осталась бы без машины, не вмешайся в ситуацию… еще одна женщина. Она появилась в жизни Маяковского уже в Париже, причем Владимир Владимирович настолько увлекся своей новой знакомой, что всерьез собирался на ней жениться. Кем же была эта таинственная дама?
Татьяна Яковлева – племянница известного художника Александра Евгеньевича Яковлева. А теперь – внимание! Вам фамилия Яковлев ни о чем не напоминает? Правильно! Это фамилия одного из создателей первого русского автомобиля Евгения Александровича Яковлева.
Александр Евгеньевич был его сыном и тоже имел некоторое отношение к автомобилям. Он участвовал в экспедициях, организованных компанией «Ситроен» в Африке, а впоследствии и в Азии – знаменитых «Черном» и «Желтом» рейдах. Вот и получается, что новая любовь Маяковского (какой фантастический поворот жизненного сюжета!) приходилась внучкой создателю первого русского автомобиля...
Как это обычно бывает, Маяковский оказался не единственным воздыхателем. Русскую красавицу окружало множество блестящих кавалеров, богатых молодых аристократов, которые ходили за девушкой по пятам. Нашлись в этом сонме влюбленных и заядлые автомобилисты.
Так получилось, что именно Татьяна Яковлева, зная финансовые возможности поэта и технические требования, предъявленные к будущему автомобилю, посоветовала Маяковскому приобрести для Лили Брик «Рено НН».

Тот самый Renault NN

Без-имени-1.jpg

Маяковский совета послушал и через некоторое время смог отписать в Первопрестольную: «Покупаю Рено. Красавец серой масти: 6 сил, 4 цилиндра, кондуит интерьер. 19 декабря поедет в Москву». Расставание с Татьяной Яковлевой было нежным и печальным. Поэт звал ее в СССР, обещал позаботиться о родственниках, оставшихся в Союзе, и даже посвятил несколько стихотворений. Как видим, ей довольно быстро удалось стать парижской музой Маяковского.

Сам Маяковский вернулся в Москву 8 декабря 1928 года, а вот с автомобилем вышла заминка. Машина прибыла только в начале 1929 года, причем на советской таможне появились проблемы, которые поэту пришлось решать в срочном порядке.
Пикантность ситуации заключалась в том, что Лиля Брик от своей сестры, жившей в Париже, узнала о романе Владимира Владимировича, а когда вышла его книжка со стихами, посвященными Яковлевой, ее гневу и разочарованию не было границ. Лиля Юрьевна еще долго не смогла смириться с потерей титула «официальной музы-вдохновительницы» главного пролетарского поэта.

«Щен»  на авто, рисунок Маяковского

Снимок2---копия.jpg

Зато теперь она могла разъезжать по Москве в новеньком «Рено». Знавшие ее люди вспоминали, что машиной Брик управляла не слишком уверенно. Не обходилось и без происшествий. Однажды она сбила маленькую девочку, которую мамаша оставила без присмотра. И хотя все обошлось, травмы оказались легкими, разговоров и пересудов по этому поводу было немало. До суда дело не дошло. Некоторые биографы Лили Брик полагают, что дело закрыли благодаря вмешательству ее покровителей с Лубянки...

Счета и расписки Владимира Маяковского, присланные ему за покупку, содержание и ремонт автомобиля

Снимок2к45634653.jpg
Снимок2---копияtryey.jpg

А что же поэт? Не дожидаясь, пока недоброжелатели окончательно закатают его в асфальт из-за женского каприза, Маяковский решает нанести упреждающий удар и подвести под свое приобретение политическую, военную и экономическую подоплеку. Поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Ответ на будущие сплетни».
Объяснившись с возможными оппонентами, он тем самым расставил все точки над «i» в истории с привезенным из Парижа автомобилем.

Снимок2 - копия.PNG


Но автомобильная история на этом не закончилась, ведь машину надо было обеспечивать запчастями. Во время очередной поездки в Париж весной 1929 года Маяковский получил от Брик письмо с перечнем запасных частей, которые нужно было привезти. Так, 25 апреля Лиля Юрьевна писала: «Двумя крестиками отмечены вещи абсолютно НЕОБХОДИМЫЕ, одним крестиком – НЕОБХОДИМЫЕ и без креста – очень нужные. Лампочки, в особенности большие, присылай с каждым едущим, а то мы ездим уже с одним фонарем. Когда последняя лампочка перегорит – перестанем ездить. Их здесь совершенно невозможно получить для нашего типа Рено». Кстати, список запчастей составляла не сама Лиля Юрьевна, а ее личный шофер Афанасьев, которого наняли после несчастного случая с девочкой. Да к тому же самой водить авто Лиле к тому времени, похоже, уже наскучило. Разумеется, Маяковский и на этот раз выполнил все просьбы…
Вспоминали также, что на похоронах поэта Лиля и ее муж Осип Брик на том же самом «Рено» медленно двигались за грузовиком, в котором гроб с телом Маяковского везли в крематорий.