9 Ноября 2015, 14:14

Это интервью Вальтер де Сильва дал «Автомобилям» спустя 1,5 года после начала его работы главным дизайнером VW. Маэстро рассуждал о «магической комбинации» дизайна, сочетании креатива и инжиниринга, простоте стилистических решений.

Сделать просто всегда сложнее
Вальтер де Сильва
С 1 февраля 2007 года: главный художник Volkswagen Group

  • Итальянец Вальтер Мария де Сильва начал карьеру в туринском дизайн-центре Fiat в 1972 году.
  • В VW перешел 17 лет назад на должность главного дизайнера Seat.
  • Затем была работа в Audi,
  • а 1 февраля 2007 года Вальтер де Сильва занял должность главного художника Volkswagen Group.

Никита Розанов: С тех пор как вы реинкарнировали эмоциональный образ Alfa Romeo, а затем превратили облик Seat в прекрасную сказку, стало ясно, что это не просто везение дизайнера. Это особое виденье мира. Но с тех пор многое изменилось. Сегодня вы курируете семь брендов, которые входят в Volkswagen Group, дизайн которых определяет состояние мирового автомобильного рынка.

Вальтер де Сильва

Вальтер де Сильва: Я буду рисовать и отвечать на вопросы. То, что мы имеем сейчас, это одновременно и везение, и совпадение, и продуманная акция. Действительно, у нас работают итальянские дизайнеры. Но давайте начнем с начала. Философия марки Volkswagen, а теперь и целого бренда, всегда базировалась на начале инженерии и конструкции. Активность инженерии – это суть пути, по которому идет Volkswagen от своего первого автомобиля. Например, Ford – это производство, идеология GM – это маркетинг. Инжиниринг часть нашей корпоративной культуры: будь то Audi, экстремальный бренд Bugatti или эмоциональный Lamborghini. Взгляните, везде вы увидите, что основа их дизайна и стиля заключена в высокотехнологичности и смелости конструктивных решений. Я очень уважаю г-на Пиха, для которого автомобиль прежде всего является техникой, и он сам «от и до» – «автомобильный человек». Он набрал такую же команду, каждый член которой отвечает за определенное место. Это как в двигателе автомобиля или его подвеске – каждая деталь несет на себе ответственность за работу всей конструкции. Что касается дизайнеров, то они, прежде всего, должны проектировать и создавать. Если вы назовете меня менеджером от дизайна, то оскорбите меня очень сильно. Дизайнер пренепременно должен уметь рисовать. У менеджера иные обязанности.

ДИЗАЙНЕРЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДОЛЖНЫ ПРОЕКТИРОВАТЬ. ЕСЛИ ВЫ НАЗОВЕТЕ МЕНЯ МЕНЕДЖЕРОМ, ТО СИЛЬНО МЕНЯ ЭТИМ ОСКОРБИТЕ

Никита Розанов: Немецкому автомобильному дизайну явно повезло, когда в штабе Volkswagen зазвучали итальянские фамилии Манцони, де Сильва и возник «альфист» Эггер.

Вальтер де Сильва: Я уже десять лет работаю в немецком концерне, но действительно своего опыта работы в Alfa Romeo не забуду никогда. Там, как в котле, все варилось вместе: креатив, инжиниринг. Тут я должен пояснить: креативность итальянца и немецкое инженерное дело – суть идеальных предпосылок появления качественного автомобиля и его хорошего дизайна. Таков идеал, но в этом и опасность. Как нитроглицерин – его опасность зависит от соотношения частей. Однако для автомобильного дизайна подобная смесь – лучшая из того, что существует в мире. Признаюсь, что мне очень верили в работе, которую я проводил, хотя были моменты, когда все могло действительно взорваться. Но я старался всегда комбинировать идеи, которые зарождались в моей команде, и предотвращал «взрывы». Залог успеха автомобильного дизайна – в удачно найденной «магической комбинации».

Вальтер де Сильва

Никита Розанов: Все же дизайн Alfa Rоmeo в вашем творчестве видится более легким и эмоциональным.

Вальтер де Сильва: По сути все не так и даже наоборот. Работа в Alfa Romeo для меня прекрасное время, но я провел его как на войне. Например, в Audi к моей персоне относились с максимальным доверием, и в результате я спроектировал для этого бренда 20 моделей. На Alfa все было иначе. Хотя еще ребенком я мечтал создавать автомобили для этой фирмы. Но в действительности работа сложилась так, что я ушел. Однако это в прошлом.

СЕЙЧАС Я ДЕЛАЮ МАЛЕНЬКИЙ СЕМЕЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, И ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО РАБОТАЮ НАД СУТЬЮ АВТОМОБИЛЯ! ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РАМКИ ЗАГОНЯЮТ УСИЛИЯ В ПРЕДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИЗАЙНА. ЭТО ВЕРШИНА!

Никита Розанов: Сейчас мир очень динамично меняется, и облик автомобиля также должен подвергнуться коррекции или вообще измениться. В прошлом Volkswagen всегда оперативно отвечал на эти предчувствия. Появление «Жука», Golf всегда было связано с ответами на социальные и культурные движения в обществе. Как вы собираетесь соответствовать специфике сегодняшнего дня?

Вальтер де Сильва

Вальтер де Сильва: С 2007 года я всегда говорю, что эпоха слишком большой декоративности прошла, и вскоре в дизайне должны произойти большие изменения. Дизайн должен стать более простым. Это сложнее, чем закамуфлировать форму украшениями и деталями. Сделать просто всегда сложнее. Если посмотреть на новый Golf и Polo, то станет ясно, что перед вами иллюстрации моих слов. Простота, понятность дизайна – вот в чем ответственность наших предложений. В то же время в дизайне присутствует и выразительность технической стороны, сути автомобиля. В этом вопросе мы не терпим никаких компромиссов. Я давно наблюдаю за развитием чрезмерной декоративности и думаю, что нынешний салон – это своеобразный водораздел, когда должна начаться другая жизнь. Карнавал закончился… Более того, эти украшения не имеют никакого отношения к дисциплине по имени «дизайн». Все они дезориентируют людей, которые начинают волноваться и в результате не понимают, что делать. Честные, четкие и ясные ответы – редкость. Почему-то нынешние дизайнеры стремятся обязательно сделать что-то отличное от других. В результате – декоративность и украшательство. Важно же сделать лучшее, а не добиваться во что бы то ни стало непохожести на других.

Никита Розанов: Так говорили восточные философы…

Вальтер де Сильва: Может быть, но я говорю о лучшем, а не о механическом повторе хорошего. Покупатель должен с чем-то себя ассоциировать в дизайне, к чему он имеет прямое отношение. Так делали великие менеджеры прошлого. Они видели проблему в целом и так же целостно на нее отвечали. Это отличает их от современных молодых «захватчиков» от дизайна. Вот их я не люблю больше всего.

Вальтер де Сильва

Никита Розанов: Мы затронули очень интересную тему о национальном аспекте в дизайне. Более того, на фоне глобальной интеграции национальное остается единственным фактором, определяющим различия марок.

Вальтер де Сильва: Я думаю, что очень трудно остановить физическую и культурную миграции. Национальные школы и международные центры дизайна будут существовать, несмотря на видимые сейчас процессы. Однако сегодня существует еще одна проблема, о которой я не устаю говорить в своих выступлениях перед студентами и профессионалами. Пренебрежение к истории. Люди забывают об этапах развития дизайна и тех шагах, что были на пути от первородного дизайна к промышленному. Я не знаю института, где студентам рассказывают, что изменения в дизайне не так связаны с технологией, как с культурой. Второе: молодые дизайнеры знают о методологии процесса слишком поверхностно. В результате свобода и креативность воспринимаются как идентичные понятия. Это не так. Креативность в основном базируется на пограничных точках экстрима. Еще талант художника, который может мешать осознанию, что работаешь в промышленности. В результате конечной точкой в создании автомобильного дизайна видится личный успех, который далеко не всегда олицетворяет хороший дизайн. Например, когда я прожил 22 года, никто меня не знал как дизайнера. Я работал. Этому нигде никто не учит. Я же постоянно хочу добраться до дна и истоков любой проблемы. Если она тебя не интересует, то у тебя нет шансов на положительный результат.

Никита Розанов: А что вы делаете, чтобы на пару часов забыть об автомобилях?

Вальтер де Сильва: У меня 5 детей, и это мой единственный способ развлечься. Мне нравится бывать в Италии в маленьком домике на побережье. А хобби у меня нет.

Вальтер де Сильва

Никита Розанов: Вы нарисовали Audi R8, который получил титул лучшего спортивного автомобиля в нашей стране. Это определенно взрыв невиданного как в линиях, так и в форме. Кто-то может конкурировать с этим автомобилем?

Вальтер де Сильва: Я тоже очень доволен этим автомобилем, и я практически не вижу того, что можно было бы исправить. Но верю, что когда-нибудь кто-то сделает лучше.

Никита Розанов: Название «Народный автомобиль» сильно детерминирует поиск выразительности дизайна. Это для вас проблема?

Вальтер де Сильва: Делать автомобиль для народа очень ответственно. Я создал А5 и А8, но работа над Volkswagen возвращает меня к истокам, к истинному дизайну, к работе ответственной по отношению к технологиям и материалам. Сейчас я делаю маленький семейный автомобиль, и оказалось, что мы работаем над сутью автомобиля! Определенные рамки – например, размера – загоняют ваши усилия под предел возможностей в подходе к дизайну. Это вершина!

Вальтер де Сильва

Никита Розанов: Как вам удается создавать «народный автомобиль» одновременно с «аристократичным автомобилем» типа R8?

Вальтер де Сильва: Тут я как ребенок – могу играть и с конструктором, и с солдатиками. Я волен выбирать игрушки, в которые я играю. Это мне необходимо, чтобы жить. Мне нравится играть и делать все элегантно, нравится рисовать, и я готов этим заниматься днями напролет. И мне не нравится шоу-бизнес, который ассоциируют с дизайном, но я люблю получать комплименты.

Май 2009 года