19 Декабря 2014, 15:40

Сын аристократа, мецената и дирижера симфонического оркестра, чьи записи можно услышать и сегодня, Марчелло Гандини родился в Турине 26 августа 1938 года. Его карьера как автомобильного дизайнера началась в юном возрасте, и свой первый опыт в стайлинге он получил, когда ему было всего 20 лет.

А в 1965 году с предложением занять место главного дизайнера фирмы к нему обратился сам Нуччо Бертоне. И Гандини проработал у него 15 лет. Lamborghini Miura — его первый проект для этого прославленного бренда — стал одним из самых значимых для мировой автокультуры. Вот как писала пресса тех лет: «Miura Гандини представляет крайнее выражение этой эры.

Дальше идти некуда. Miura стала воплощением новой гармонии и того, что было необходимо именно сейчас».

Однако стиль и дизайн этого шедевра во многом сложились под влиянием идей Джуджаро, который заложил основу Miura, но покинул студию Bertone, оставив папку с эскизами в своем рабочем столе. Гандини, как глава студии дизайна, был обязан довести проект до завершения, и он мастерски сделал это, параллельно работая над своими собственными концепциями Carabo и Marzal.

Alfa Romeo Tipo 33 Stradale

В 1967 году в отделе гоночных автомобилей Alfa Romeo Autodelta SpA был построен двухместный прототип Tipo 33. Громких побед в гонках он не сыскал, да и созданная на его агрегатах дорожная версия с кузовом от Scaglietti успехом у покупателей не пользовалась, ибо двигатель был слабоват, а цена превышала цену конкурирующей Lamborghini Miura. Для изменения сложившейся ситуации руководством Alfa Romeo было принято решение воспользоваться проверенным итальянским средством и объявить национальный конкурс дизайна.

По своему лаконизму панель приборов Carabo напоминала высеченную из мрамора монументальную скульптуру.

По своему лаконизму панель приборов Carabo напоминала высеченную из мрамора монументальную скульптуру.

Для этого самым известным итальянским кузовщикам были переданы шесть шасси модели Tipo 33 Stradale. И на этот раз конкурс принес яркие стилевые решения.

Alfa Romeo Tipo 33 Stradale

Pininfarina построил родстеры P33 и Cuneo, ItalDesign создал берлинетту Iguana.

А на двух шасси, выделенных Bertone, были созданы концепты Navajo и Carabo.

Про Carabo Гандини и сегодня вспоминает и рассказывает с особой теплотой: «Этот прототип для Парижского автосалона мы строили сутками напролет в какой-то пристройке к коровнику, и чтобы перекричать грохот молотков по металлу, мне приходилось так кричать, что на десятый день я совершенно потерял голос». Бытует мнение, что модель Carabo стала работой над ошибками, допущенными при создании Miura, — машина на больших скоростях якобы плохо держала дорогу. «Это не совсем верно», — утверждает маэстро. По словам Гандини, самое яркое впечатление от управления автомобилем он получил за рулем именно Miura.

История же Carabo совершенно своя и абсолютно свободная от чьего-либо влияния — это рафинированно чистый стиль совсем юного Гандини.

Говорят, что свои первые суперкары Гандини создавал такими дерзкими и эмоциональными, потому что не знал ни законов аэродинамики, ни правил эргономики.

Поверить в это трудно, более того, глядя на его работы тех лет, кажется, что вопреки здравому смыслу и логике функция покорно следовала за нарисованной Гандини линией и формой, а не наоборот, как это предписывали каноны классического дизайна.

В этот раз Гандини использовал уникальную возможность конкурса Alfa Romeo для продвижения абсолютно революционного дизайна, в результате которого и будет выработана основная часть оригинального и неповторимого языка и его алфавита — «алфавита Гандини», а также мирового стиля, который станет камертоном для настройки облика большинства спортивных автомобилей 70-х годов. На роль первого символа в алфавите претендует треугольно-клинообразный силуэт однообъемного кузова, прекрасно передающий ощущения стремительного движения и эффективности аэродинамики. Геометрия треугольника заставила использовать в рисунке Carabo лишь прямые и горизонтальные линии, которыми Гандини рисует и силуэт, и боковину, и передний и задний фасады; кажется, что для дизайнера просто не существует лекальных кривых. В результате форма воспринимается стильно и максимально остро. Однако такая бескомпромиссность алфавита вскоре привела к разногласиям с модой 80-х, в частности со вкусами и предпочтениями могущественного предпринимателя Романо Артиоли, что в результате и спровоцировало уход Гандини с проекта Bugatti EB110… Но в 60-70-е годы он абсолютный максималист, и это позволяет появиться последующим знакам его алфавита: вот невиданная доселе диковина — пара убирающихся в нерабочем состоянии фар, крышки которых полностью интегрируются в горизонтальную плоскость капота.

Alfa Romeo Carabo

Традиционно расположенные фары выступали бы за ее поверхность и мешали бы чистоте формы клина, и вот, словно по волшебству, функция вновь подчиняется его воле и форме… Ряд крупных и выразительных черных жалюзи над двигателем — еще один символ, обеспечивающий воздухообмен в подкапотном пространстве и придающий образу мощь и силу, а также сходство с хитиновыми пластинками на брюшке жужелицы.

Чистота плоскости задней панели кузова напоминает срез от разогретого ножа, прошедшего через кусок масла, — это тоже знак алфавита Гандини. Полученную плоскость Гандини занимает тремя этажами светотехники, встроенной в утилитарные сетки, через которые двигатель выдыхает горячий воздух.

Следующим знаком алфавита Гандини стали впервые использованные именно на Carabo гильотинные двери c петлями в верхней плоскости передних крыльев. Еще один нюанс представляли окна, снабженные светоотражающими стеклами с золотым напылением, что в очередной раз оправдывало название Carabo (черты золотисто-зеленой жужелицы явно повлияли на образ модели), а форме автомобиля придавало невиданную цельность. Не менее тщательно Гандини разрабатывает интерьер автомобиля.

Пластика архитектуры панели приборов монументальна и словно вырублена из каменной глыбы — он лишь отсек лишнее.

От ощущений статики избавляет акцент на характерно ажурном дизайне пары широких спиц рулевого колеса, который вновь возвращает к гоночным корням автомобиля. И наконец, круглые приборы по углам и тумблеры на центральной консоли привносят в образ столь любимый всеми дух авиации.

Стилистика Carabo не только совершила единовременный прорыв в моде, но и послужила донором для стиля таких автомобилей, как Lancia Stratos Zero, Lotus Esprit, и, конечно же, от него подпитывались все последующие модели Lamborghini. Постепенно алфавит расширится: в нем появятся выразительные вертикали задней светотехники (Renault Super 5 и Volvo 740 Sation Wagon), дерзко вздернутые вверх прямоугольные абрисы задних колесных арок, комбинаторная структурность выразительной архитектуры приборных панелей, которые выдают руку маэстро в продукции Renault и Volvo 80-х годов. «Сегодня я больше не занимаюсь стилем автомобилей», — не без грусти заявляет Гандини, встречая нас на пороге своего знаменитого дома в самом начале нашей второй по счету с ним встречи. Скоро у Гандини юбилей: 75. Но удивляют все та же живость и блеск глаз, и волны заразительной энергетики, которые исходят даже от его фотографий…

С днем рождения, мастер!

Alfa Romeo Carabo (1967)