21 Июня 2019, 12:00

Эрл Харли
Эрл Харли (Earl Harley),

стилист и вице-президент GM по дизайну (1893–1969 гг). Еще «Мистэрл» – так до выхода в 1959 г. на пенсию его звали подчиненные

Члены комиссии, возглавляемой, кстати, будущим президентом США Гувером, были поражены художественным уровнем европейской мебели, посуды, декорировки жилых интерьеров, кузовов Isotta-Fraschini, Hispano-Suiza Bugatti, Delage...

Во многом благодаря этой поездке два года спустя на фирме General Motors организуется первая в мире служба промышленного автодизайна – студия Art&Color. В ней сын лос-анджелесского кузовщика из Earl Automobile Works and Don Lee Coach&Body Works Харли Эрл выстроил перспективу и выработал бессрочную стратегию и тактику развития автомобильной промышленности США. Но первой его работой, как сказали бы сейчас, стал… контрафакт. Рафинированная внешность Hispano-Suiza послужила клоном для ширпотреба – маленького Cadillac модели LaSalle.


Удивительно, но даже элегантный по сути кузов типа «купе-опера» в американской интерпретации начала 20-х годов производил мрачное, даже гнетущее впечатление

Эта идея пришла вовсе не Эрлу, а двум братьям из многочисленной семьи кузовщиков Фишер, которая строила кузова для серийной продукции GM. Один из семи братьев – Фред – плейбой и участник многих светских тусовок, был потрясен изысканностью и утонченностью стиля кабриолета от английского ателье Hooper, принадлежащего его знакомому актеру Карлайлу Блэквеллу (Carlyle Blackwell). Эрла не пришлось долго уговаривать.


Президент GM Альфред Слоан и Харли Эрл (за рулем) явно довольны результатом своей работы. Успех маленького «кади» был феноменальным и сокрушительным для конкурентов, например для Packard Six (1927)

Он привык в своем ателье выполнять любые прихоти «золотой молодежи» Голливуда, а еще он боготворил стиль Hispano-Suiza, и впоследствии ее радиатор долгие годы провисел на стене в его кабинете. При создании LaSalle некоторые кузовные детали оригинала, например, крылья, по его указанию обмазывались пластилином, и поверхность корректировалась в основном «в плюс»… От этого LaSalle получился несколько массивнее, чем подлинная «Hisso». Машина стала бестселлером, а Эрл, получив прозвище «Мистэрл», три десятилетия отвечал за стиль GM.


Кузов двухместного кабриолета LaSalle идеально подходил для гонок. В конце 20-х годов на шасси Cadillac были достигнуты значительные успехи в автоспорте

За это время он создал свою империю. В ней впервые в мире будущий автомобиль будет сначала вылепливаться в натуральный размер из пластилина, что позволит избежать многих просчетов и ошибок. Появилась и мощная команда стилистов и скульпторов, которые, переходя на другие фирмы, подобно пчелам разносили «пыльцу» его опыта, его дела.


Весь огромный клан семьи Фишер занимался автомобильным бизнесом. Исключение составлял Ховард (Howard) (на фото с женой), который примкнул к братьям в самом конце их бизнеса

Вскоре подобные службы организуются на Chrysler и Ford. LaSalle же не уставал поражать низким и необычным «летящим» силуэтом, а также элегантностью, свойственной в то время дорогим европейским автомобилям. Эрл на манер классического джазмена исполнил свое прочтение темы с той лишь разницей, что она была не музыкальной, а пластической. Тогда он вряд ли осознавал, что стал отцом метода стилизации в автомобильном дизайне. Позже это назовут «стайлингом», который поделит мировой автомобильный дизайн на американскую и европейскую школы.


Стиль LaSalle повлиял на дизайн всей модельной линейки Cadillac конца 20-х – начала 30-х годов. На фото запечатлена авария, произошедшая с мощным Cadillac V16 (1930)

Но оказалось, что руководство отделом на GM сильно отличается от работы в Голливуде, в собственном ателье, и года три Эрл практически не вылезал из проблем. Его просто не понимали конструкторы и компоновщики, а некоторые технологи открыто заявляли, что без него было лучше... Ведь разве можно отштамповать такое переднее крыло, у которого так сильно развиты боковины, а его передняя кромка практически закрывает колесо и подвеску? «Нужно», – говорил Эрл. А перемещать двигатель вперед и отказываться от традиционной плоской радиаторной решетки и столь милой сердцу обывателя пробки? «Нужно», – говорил Эрл. К 1933 году его взгляды победили, и, естественно, не только благодаря упорству и принципиальности.

Другое дело Европа. Например, марка Hispano-Suiza, построить кузов на шасси которой считали за честь многие кузовные ателье. Hispano-Suiza H4 с кузовом «лимузин де виль». Ателье Barсelona (1924)

К этому времени в A&C уже работало около 50-ти его единомышленников, да и просто талантливых людей: лепщиков и, конечно же, стилистов, в поисках которых Эрл несколько раз посещал Европу. Наконец, в 1934 модельном году облик марок Cadillac и LaSalle изменился наиболее существенно. Прежде всего, автомобили стали ниже. Это заслуга лично Эрла. Именно он был самым неистовым проповедником идеи снижения высоты кузова, именно он для привлечения внимания руководства фирмы устроил настоящее шоу в конференц-зале GM, где по его сценарию была разрезана и переварена стандартная рама. В результате высота автомобиля уменьшилась на целых 75 мм! Рама стала именоваться «низкой» и быстро завоевала признание у стилистов. Так была создана философия стайлинга, которая поставила художественное начало во главу угла массовой автомобильной архитектуры. Отныне достоинства той или иной формы станут измеряться степенью коммерческого успеха, а стиль на десятилетия вытеснит целесообразность автомобиля на второстепенные позиции. StatusArt!