26 Февраля 2017, 02:49

Реклама, несомненно, самый эффективный двигатель торговли. Кто бы знал великого художника Малевича, если бы нам на каждом шагу не рассказывали о великой картине «Черный квадрат», на которой, по правде говоря, ничего не нарисовано? Правильно, никто. И кто бы отдал в прошлом году на аукционе «Кристи» почти сто миллионов баксов за «Медсестру» Роя Лихтенштейна, если бы в аннотации к этому рисунку из второразрядного комикса не было сказано, что «ранний шедевр одного из корифеев поп-арта и виртуоза фиксированного рисунка» стоит не меньше 80 миллионов? Разумеется, никто. К счастью, нашлись умные люди, которые сумели привить ценителям живописи хороший вкус. 

Одним из таких мастеров стал французский аукционист, писатель и автогонщик-любитель Эрве Пулен. В начале 1975 года он попросил своего другаАлександра Колдера нарисовать на бортах BMW 3.0 CSL, на котором Эрве собирался выйти на старт 24-часовой гонки в Ле-Мане, что-нибудь этакое.Маститый американский скульптор, известный своими замысловатыми фигурами из проволоки и так называемыми «мобилями» -подвижными скульптурами, что приводят в движение электричество или ветер, с удовольствием согласился. Получилось очень удачно – несмотря на то, что уже через семь часов у машины сломался карданный вал, и экипажу Пулена пришлось закончить гонку, о необычном БМВ много говорили. Не заметить раскрашенный, подобно попугаю, «бэтмобиль», было невозможно, и более ста тысяч зрителей, собравшихся на кольце Сартэ, искренне переживали за желто-бело-красно-голубой автомобиль. Идея понравилась и руководству спортивного отделения баварской фирмы – его шеф Йохен Неерпаш дал добро на продолжение удачного сериала. Так самоходный расписной шедевр Колдера стал первым арт-каром в коллекции БМВ.

Продолжили ее в последующие четыре года три других гоночных автомобиля, над которыми по приглашению Пулена потрудились американские мастера поп-арта и пост-живописной абстракции Фрэнк Стелла, Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. Причем, все три машины не только стартовали в Ле-Мане, но и добрались до финиша через 24 часа: «лихтенштейновская» BMW 320 на высочайшем девятом месте в абсолютном зачете и первом в легковой группе 5, а «уорхоловский» BMWM1 поднялся даже на шестое место.

Но в дальнейшем арт-кары появлялись на гоночных трассах все реже, больше и больше превращаясь в чистое искусство. Расширялась и география – художник-абориген из австралийского племени Варлпири Майкл Ягамара Нельсон и основатель Венской школы фантастического реализма Эрнст Фукс, японский художник-модернист Матазо Каяма и Цезарь Манрике с Канарских островов, самоучка из ГДР А.Р. Пенк и Эстер Малангу,знаменитая на весь Трансвааль мастерица стиля ндебеле, в котором расписывают хижины в Южной Африке. Каждый из художников, который брался расписывать БМВ, являлся представителем определенного направления в современном искусстве и, разумеется, стремился выразить себя, свое творческое мировосприятие наиболее полно. Австралийский дизайнер и график Кен Доун яркими мазками заселял борта БМВ фауной Зеленого континента, итальянский трансавангардист Сандро Киа превращал их в «зеркало, в которое смотрятся тысячи людей», англичанин Дейвид Хокни старалсясделать машину прозрачной, американкаДженни Хольцер, вообще отказавшаяся от традиционного изобразительного языка живописи,украшала ее своими «трюизмами», а датчанин Олафур Элиассон просто заменил кузов прототипа H2R сложной и хрупкой оболочкой из двух зеркальных слоев металла, покрытых несколькими слоями льда... 

Неудивительно, что сегодня баварская коллекция арт-каров превратилась в своеобразную передвижную выставку достижений самых ярких мастеров современного искусства.Возможно, кому-то отдельные четырехколесные «полотна» покажутся не столь уж высокохудожественными. Да и сам автор этих строк, признаться, творения дизайнеров БМВ ценит куда выше некоторых произведений, которыми эти автомобили украшены. Но не будем забывать, что о вкусах не спорят. И еще – шедевры «баварских передвижников»охотно принимают у себя крупнейшие художественные музеи мира – парижский Лувр и лондонская галерея «Тейт», нью-йоркский Гуггенхайм и венецианский Палаццо-Грасси. Уж там-то в искусстве разбираются!

BMW 3.0 CSL, 1975

Цирк приехал!


Всемирную известность американец Александр Колдер приобрел замысловатыми фигурами из проволоки и «мобилями» – подвижными скульптурами, что приводят в движение электричество или ветер. В молодости он увлекался цирком, и это пристрастие хорошо прослеживается в его работах. «Стабиле ин мобиле» – так можно смело наз­вать 480-сильный гоночный автомобиль, который на трассе развивал 290 км/ч. Он стал одной из последних работ 77-летнего мастера.

BMW 3.0 CSL, 1976

Миллимет­ровщик



Продолжил коллекцию по приглашению Пулена мастер пост-живописной абстракции Фрэнк Стелла. Американец трудился в «стиле резкой грани» и радовал любителей искусства серией «черных картин», потом смело ввел в свой арсенал медь и алюминий, обрезки труб и проволочную сетку. От традиционных прямоугольных форматов он переходил к «фигурным холстам» в форме букв L, T или U и фактурно-конструктивным беспредметным рельефам, напоми­нающим крыши деревянных синагог. К счастью, при работе над 3.0 CSL Фрэнк отошел на время от своего яркого стиля, разрисовав баварское купе миллиметровой бумагой. Его машина была еще мощнее и еще быстрее – 750 сил и 341 км/ч, но, увы, из-за технических проблем так и не добралась до финиша в Ле-Мане.

BMW 320, 1977

Суперкомикс


Мастер поп-арта Рой Лихтенштейн прославился тем, что увеличивал картинки из любимых комиксов, используя своеобразный пуантилизм, а также шелкографию и трафаретную печать. На кузове БМВ художник, по его словам, изобразил «пейзаж, на фоне которого мчится автомобиль». Машина с 300-сильным мотором не только стартовала в Ле-Мане, но и добралась до финиша через 24 часа на 9 месте в абсолютном зачете и первом в легковой группе 5.

BMW 635CSi, 1982

За зайцем



«Огненная лисица охотится на зайца» – так назвал свою работу основатель Венской школы фантастического реализма Эрнст Фукс. Поклонник Дали и Босха и создатель страшного полотна «Пожиратель кукол» стал первым европейцем – участником проекта и первым расписал не гоночный, а серийный легковой БМВ. «Я вижу, как заяц перебегает автобан в свете фар и летит в огненных языках любви, разгоняющей все страхи. Мною двигало желание выйти за пределы времени и пространства». Правда, 218-сильное купе, которое способно было развивать до 230 км/ч, так никогда и не вышло на дорогу, сразу превратившись в арт-обьект.

BMW M3,1989

Видите кенгуру?



А он есть! Только немного абстрактный. В 13 лет Майкл Ягамара Нельсон, абориген из австралийского племени варлпири, бросил школу. Он пас скот, охотился и водил грузовик, прежде чем рисовать в стиле папунья. На черном кузове М3 он словно с высоты птичьего полета изобразил кенгуру и опоссума.

BMW 525i, 1991

На языке моего племени



Первой женщиной, создавшей арт-кар БМВ, стала Эстер Малангу, знаменитая на весь Трансвааль мастерица стиля ндебеле, в котором расписывают хижины в Южной Африке. Родилась она в 1936 году, а секретам живописи ндебеле выучилась у своей матери – ведь украшать жилища вожди племени доверяют только женщинам. Для того чтобы расписать белоснежную «пятерку» с 250-сильным 6-цилиндровым мотором, ей понадобилось чуть больше недели. Причем за дело Эстер взялась не сразу, а сначала, чтобы прочувствовать материал, совершенно не похожий на все, с чем она работала раньше, попробовала свои силы на двери машины. «Мое искусство выросло из традиций племени украшать свои дома, – говорила Малангу. – Узоры, которые я использовала, соединяют наши традиции с современностью автомобилей БМВ».

BMW V12 LMR, 1999

Прописные истины


Американка Дженни Хольцер вообще отказалась от традиционного изобразительного языка. Она расписала гоночный БМВ в прямом смысле, украсив его своими знаменитыми «трюизмами». Шесть текстов выполнены хромированными буквами и фосфоресцирующей краской: «Защитите меня от моих желаний», «Недосягаемое всегда привле­кает», «Ты такой закомплексованный, ты не отвечаешь на угрозу», «Отсутствие харизмы может быть губительно», «Мономания – это необходимое условие успеха», «Какое сильное желание спасет нас теперь, когда не спас секс?»

BMW M3 GT2, 2010

Гений брокер


Американец Джефф Кунс научился зарабатывать деньги брокером на Уолл-стрит и, став художником, возвел поп-арт и китч на совершенно недосягаемую высоту. Особенно любит Кунс нержавейку, покрытую цветным глянцем: как считают критики, это «делает монументальные работы мастера легкими и почти прозрачными». «Эти автомобили – как сама жизнь, в них столько мощи, столько энергии!» – восторгался Джефф 500-сильной М3 GT2 пред стартом «24 часов Ле-Мана» в 2010 году. Увы, через 5 часов после старта машина сошла.