26 Апреля 2019, 13:24

5 место

НАМИ-050 «Белка», 1955 год

Пять мест, 0,5 тонны массы, 5 л/100 км расхода, 500 км на одном баке – машина, которую разработали в Научном автомоторном институте для Ирбитского мотозавода, могла похвастать завидными характеристиками. А как она выглядела! Ведущие советские дизайнеры, среди которых были Владимир Арямов и Юрий Долматовский, нарисовали удивительный автомобиль – вагонной компоновки, с откидной передней стенкой кузова в качестве двери. Увы, руководство страны необычная внешность «Белки» так насмешила, что первый секретарь Никита Хрущев и председатель совета министров Николай Булганин распорядились подыскать за рубежом что-нибудь более подобающее серьезности момента. Так вместо ирбитской «Белки» у нас появился запорожский «горбатый».

НАМИ-050 «Белка». 1955 год


4 место

ЗАЗ-966 «Запорожец», 1967 год

Над первым «Запором» смеялись от души – одно название чего стоит! А сколько веселья вызывали худенькие косолапые задние ножки, обусловленные независимой подвеской. Но когда на смену «горбатому» пришел «ушастый», поводов для смеха не убавилось. Взгляните на хромированную якобы решетку якобы радиатора – а ведь двигатель у машины воздушного охлаждения и расположен сзади. Кстати, именно охлаждению постоянно перегревавшегося мотора 966-й и обязан своими знаменитыми «ушами». Сам же кузов разработан под руководством одного из создателей 24-й «Волги» Юрия Данилова. Юрий Викторович закончил Горьковский политехнический, он был инженером-конструктором, не дизайнером. Да и весь коллектив архитектурной мастерской (так называли тогда дизайн-центр) ЗАЗа состоял в начале 60-х из молодых, неопытных стилистов. Не удивительно, что новый «Запорожец» так похож на немецкий NSU Prinz.

ЗАЗ-966 «Запорожец». 1967 год


3 место

СМЗ-С-3А, 1958 год

«Где этот чертов инвалид?» – хохотала вся страна в 1965-м, когда на экраны вышла «Операция Ы». Вот уж, действительно, смех сквозь слезы. Трогательные 10-дюймовые колесики, наивно вытаращенные лягушачьи фары, милый круглый лобик крышки багажника – какая замечательная, веселая машинка у советских инвалидов! И совершенно бесплатно – умилялись те, кто не сидел за рулем этого эрзаца, кому не приходилось постоянно его ремонтировать. А помните заключительные, зимние, кадры комедии? Представляете себе, каково было безногому или безрукому водителю, которого от мороза и ветра защищал лишь брезентовый тент и тонкие листы железа? А в это время слуги народа разъезжали в мягких креслах ЗиЛов и «Чаек» с кондиционерами и мощными печками. И посмеивались.

СМЗ-С-3А. 1958 год


2 место

ЛуАЗ-969, 1967 год

Никакая фотография не передает всей комичности этого курятника на колесах: словно модернистская избушка современной бабы-яги на голенастых ножках. Но за комичной внешностью скрывался автомобиль воистину незаурядный – по проходимости, как признала госкомиссия, он превосходил УАЗ-469! Один клиренс в 284 мм чего стоит. Увы, вечные советские временные трудности сказались и на этот раз – из-за отсутствия в Мелитополе нужных редукторов заднего моста машина первые четыре года оставалась переднеприводной. И не оказалось у автомобиля из Луцка, сконструированного инженерами НАМИ и доведенного специалистами ЗАЗа, достаточно мощного мотора – иначе, цены бы не было «Волыни». Но с 30-сильным двигателем от «Запорожца» оставалось рассчитывать только на участь рака на безрыбье.

ЛуАЗ-969. 1967 год


1 место

ГАЗ-55, 1938 год

Почти тридцать лет эта машина честно работала санитарным транспортом. Всю войну прошел 55-й, и раненые вспоминали добрым словом мягкую подвеску «фронтовой неотложки» – от грузовой полуторки ее отличали длинные листовые рессоры с амортизаторами от легковой «Эмки». А еще в салоне была принудительная вентиляция и даже (невиданное дело в те времена!) печка – под лавками разместились два калорифера, работавших от выхлопных газов. Так что ГАЗ-55 стал первым горьковским автомобилем с отопителем. Казалось бы, что тут смешного? Наоборот, таких машин было мало, перед войной Красная армия была укомплектована санитарным транспортом лишь на 40 процентов, а с началом Великой отечественной в целях упрощения на ГАЗ-55 отказались от мягкой подвески – к «человеческому материалу» власть в России во все времена относилась без излишнего пиетета.



Но в 1950-м машину сняли с производства. И надо же было такому случится, что на автобазе «Мосфильма» 55-й сохранился до 1966 года, когда начались съемки «Кавказской пленницы». А через два года, когда фильм посмотрели почти 80 млн человек, страна повторяла на все лады: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса! Да отсохнет его карбюратор во веки веков…»

ГАЗ-55. 1938 год



Наша автомобильная история: Самые-самые [Содержание]