2 Ноября 2015, 14:55

Начать хотя бы с того, что двигатель, который устанавливали на знаменитые Т-34, КВ и ИС, выпускают… до сих пор! Он и сегодня исправно служит в нашей армии – под капотами танков и ракетовозов. Ничего удивительного: конструкция 12-цилиндрового V-образного мотора с непосредственным впрыском топлива, четырьмя клапанами на цилиндр, верхними распредвалами и теперь остается вполне современной.

Радиус действия дизельного Т-34 на 30 выше, чем у немецкого Pz IV, а ведь он в полтора раза мощнее

Между прочим, разрабатывали его изначально в двух вариантах, танковом и авиационном - да-да, не удивляйтесь, в начале 30-х дизель считался весьма перспективным в самолетостроении! Вот откуда у двигателя штампованные поршни из легкого сплава и литые алюминиевые головки – использование «крылатого металла» позволило добиться высокой удельной мощности.

Правда, для тяжелого бомбардировщика как раз мощности и не хватило. А самолету-разведчику Р-5, на который-таки поставили мотор, не хватило надежности дизеля. Тем не менее в 1934-м, оснащенный «Быстроходным дизелем» БД-2 танк БТ-5, вышел на испытательный полигон, а в марте следующего года Харьковский паровозостроительный завод, а также его директор Бондаренко и конструкторы мотора Константин Челпан и Яков Вихман были награждены орденом Ленина. Увы, работа над будущим великим танковым дизелем в тот момент еще только начиналась.

Мотор, которому присвоили серийный номер В-2, оказался на редкость ненадежным, даже на стенде он работал всего по 10-15 часов - появлялись задиры в цилиндрах, на вкладышах подшипников, шейках валов. Малоопытные проектировщики неверно распределили нагрузки на коренные подшипники, повышенная вибрация разрушала корпусные детали и коленвалы, трескались картеры, летели шпильки… Два года ушло на доводку, но очередные испытания показали, что надежности добиться так и не удалось – один из трех В-2 на стенде проработал 72 часа, у второго после 100 часов обнаружились повышенный расход масла, дымный выхлоп и трещина в головке цилиндров, у третьего лопнул картер. И опять же, ничего удивительного: недостаточная культура производства и отсутствие высокоточного оборудования на Харьковском паровозном имени Коминтерна, конструктивные изъяны, неизбежные для малоопытного инженерного коллектива. Ведь дело-то было новое – нигде в мире не выпускали тогда быстроходных и высокомощных дизелей. Но в конце 30-х виноватых нашли быстро: орденоносцев арестовали, Челпана и Бондаренко в 1938-м расстреляли, Вихман и его помощник Иван Трашутин, разработавший 4-клапанный механизм, уцелели чудом.

Наконец, 1 сентября 1939 года, в первый день Второй мировой войны началось серийное производство В-2.  Преимущества дизеля кажутся нам сейчас очевидными: меньшая пожароопасность, экономичность. Кроме того, мотор, у которого нет системы зажигания, создавал меньше помех для радиоэлектроники, а еще мог работать на любом топливе, включая бензины и авиационные керосины. Радиус действия Т-34 по шоссе на 30 процентов выше, чем у немецкого Pz IV, а ведь он в полтора раза мощнее – целых 500 сил - и быстроходнее.

Беда же была одна – надежность. Вернее, ее полное отсутствие. Еще когда советские инженеры и военные в середине 30-х спорили о судьбе новых танковых моторов, бензиновый авиационный М-17 (который был лицензионной копией БМВ VI) обеспечивал гарантированный ресурс в 250 часов. А в техпаспорте Т-34 срок гарантийной работы указывался 150 часов, но, как установила особая комиссия Главного бронетанкового управления в ноябре 1942 года, он «никак не соответствует действительности». На самом деле мотор работал втрое меньше. Воздушные фильтры практически не задерживали песок и пыль, поршневые кольца из-за этого катастрофически изнашивались, расход масла достигал 30 кг в час. На испытаниях в Штатах в 1943-м Т-34 прошел всего 665 км: двигатель под нагрузкой проработал 58 часов, без нагрузки - 14 часов, всего произошло 14 поломок.

Да только наших военачальников недостаточный ресурс дизельных двигателей не особенно волновал. Танки и, соответственно, их экипажи были пушечным мясом, которое герои-маршалы во главе с людоедом генералиссимусом кидали в пасть мировой бойни. Особенно наглядно показала это Курская битва, в которой на каждый подбитый немецкий танк пришлось четыре наших. Всего за годы войны выпущено было 35 467 Т-34, не менее 20 тысяч из них погибли…

В 1943 году срока службы основных узлов и агрегатов силовой установки едва хватало на 300-400 км, и только к 1946-му пробег удалось довести до 1200-1500 км. Общее число поломок уменьшилось с 26 до 9 на 1000 км. Доля машин, выдержавших гарантийные испытания, возросла с 27 до 44%. Но через два года вновь упала до 20% - сказывались и нарушения технологии, и общий невысокий уровень конструкции В-2. Между прочим,  спроектированный сразу после войны Т-54 оказался настолько ненадежен, что три ведущих танковых завода пришлось остановить на год. Только к середине 50-х годов В-2 удалось довести до ума, а сегодня его глубоко модернизированный вариант мощностью в 1000 л.с., оснащенный турбонаддувом, устанавливают на танк Т-92. Насколько он надежен? Вопрос чисто риторический – ведь среднее время жизни танка в современном бою не превышает 10 минут…