Дмитрий Колчанов, директор региональных рынков Jaguar Land Rover, зашел на стенд журнала «Автомобили».
Вы как-то готовитесь к ситуации, когда автомобили попадут под санкции? Думаете о соломке, которую можно будет подстелить? Ведь те, кто занимался фуа-гра, прошутто и хамоном, уже сидят на бобах.
На мой взгляд, делать прогнозы по этому вопросу – вещь неблагодарная, потому что никто реально не может этого знать. Сказать, что мы всерьез вот прям сидим и планируем, как быть, если завтра с одной или с другой стороны примут санкции, – этого нет. Поэтому, не дай Бог, это случится, а я не думаю, что это произойдет в реальности, хотя нет ничего невозможного в этом мире, можно что угодно планировать, заниматься прогнозированием, но… Наверняка вы знаете концепцию «Черного лебедя», да? Это событие, которое аномально по сути, происходит совершенно неожиданно и обладает огромной силой воздействия. В нашем случае такой поворот может абсолютно поменять всю парадигму бизнеса. Поэтому надо быть всегда готовым к любому развитию событий и понимать, что нечто экстраординарное может случиться в любой момент.
А ведь уровень пропагандистской шумихи в Британии высок, и образ России как врага выстраивается совершенно конкретный?
Я, как русский человек, живущий за границей, очень внимательно слежу за интерпретацией подаваемой информации. Были периоды с начала конфликта, когда было очень много негативных новостей. В последние несколько недель этот напор существенно снизился, и интерес сместился к Ближнему Востоку.
Как вы сегодня находите наш рынок? Вы его вообще находите? Что-то меняется неожиданно или все развивается своим чередом?
Фундаментальные причины, по которым российский рынок в долгосрочной перспективе будет расти, все остались на месте. В целом уровень потребления, связанный с уровнем благосостояния, растет, а общее количество машин, приходящихся на одну семью, на одно домовладение, по-прежнему незначительно. И поэтому в перспективе рынок будет расти. А текущая тенденция связана в какой-то мере с экономикой, в какой-то мере – с политикой, а в какой-то мере – просто с психологическими факторами, оказывающими давление на покупателя. И в результате покупки откладываются. А тут еще и рост курса рубля – все это вместе приводит к снижению рынка. Интересно, что если раньше, когда случались кризисы, рынок обычно рушился вполовину и потом так же быстро восстанавливался. Сейчас, очевидно, динамика несколько иная. Есть плавное снижение – видимо, и выход будет постепенным, плановым. Когда – сложно предсказать, но мы все оптимисты.
Есть ли проблемы у российских дилеров?
Я думаю, что они такие же, как и у большинства дилеров, работающих на любом развивающемся рынке. Когда рынок растет, доходность в основном делается на продаже новых автомобилей. Когда же рынок достигает некоей зрелости, то более важной становится доходность на сервисе, на бизнесе подержанных машин, на финансовых продуктах. Умение покупать и продавать подержанные автомобили, предлагать финансовые продукты, завязанные на эту сферу, – это некое новое умение, которое людям надо в себе развивать и применять в дальнейшем. И мне кажется, российская дилерская сеть как раз находится в середине этого процесса перестройки сознания и активно учится тому, как это использовать. Кто не научится, тот в перспективе из этого бизнеса выйдет. А те, кто останется, будут делать это хорошо.
С точки зрения человека, кото- рый уже поездил на электромобиле «Тесла» и лично все это ощутил на себе, ответьте – когда электричество вообще кардинально изменит рынок?
Мое ощущение, что быстро, если не появятся альтернативные технологии. Есть мнение, что EV, electric vehicles, электрические автомобили – это некая переходная стадия перед тем, как появятся какие-то другие альтернативные варианты топлива.
Водородного?
Что угодно! Или EV станут мейнстримом, или какая-то новая, более удачная технология их просто сметет. Здесь мнения специалистов разнятся, и единой точки зрения нет. В какой срок – сложно сказать: 10 лет, 20 лет? Очень важным элементом здесь будет, конечно, законодательство, а также появление более простых и быстрых способов подзарядки. Как только эти вопросы решатся, дальше все покатится как снежный ком.
А ценовая политика на Land Rover и Jaguar в России будет меняться?
В целом, за последнее время цены на рынке повышаются. Но если вспомнить, насколько рубль подешевел против основных валют, и насколько в среднем цены на рынке выросли, то уровень роста цен даже близко не стоит с тем уровнем падения рубля, который произошел в последнее время.
Поэтому я не исключаю, что мы увидим дальнейшее повышение цен на российском рынке, так как рубль сдает свои позиции. Все бренды этому подвержены. Мы мониторим ситуацию и, конечно же, не будем делать каких-то скоропалительных движений, которые будут контрпродуктивны, но, бесспорно, в нынешней экономической ситуации, я думаю, цены на импортные товары в России будут расти.