Не всякий автомобильный босс может поддерживать беседы на аксиологические темы. А Джефф Гайтон может – подтверждает Александр Кобенко.
- Американец по национальности, в 1991 году окончил университет Мичигана по специализации «Азиатские страны», имеет диплом MBA.
- Начал работу в Mazda Motor Corporation в сентбре 2000 года, с марта 2009 года - президент и главный управляющий Mazda Motor Europe.
- Свободно владеет английским, японским и испанским языками.
В русской речи есть устойчивое словосочетание «европейские ценности». Это, видимо, тот набор фундаментальных представлений о жизни и правилах поведения, составляющих суть мировоззрения большинства европейцев, которых придерживается, как мы думаем, европейское сообщество в тех или иных действиях во внутренней и внешней политике. В компании Mazda «европейские ценности» – милая абстракция или нечто другое?
Отвечу так. Мы до наших клиентов пытаемся донести определенный набор принципов нашего делового стиля: с нами приятно работать, вы будете приятно удивлены, мы предпочитаем общение на персональном уровне. И мне, как руководителю, необходимо убедиться в том, что мои сотрудники выполня- ют те решения, которые я принимаю, и дейст-вуют только на основе персонального подхода к клиенту. Но тогда и я сам дол- жен так же относиться к своим подчиненным! А следовательно, и мне нужно дать моим сотрудникам определенную свободу, чтобы они, в свою очередь, тоже могли позитивно удивлять клиентов. И мне кажется, эта теория работает именно пото- му, что она стоит на каких-то общих европейских ценностях, служащих общей платформой для всех.
В Европе есть большие, всеобъемлющие понятия – например, безопасность, экологичность, общий рынок, – которые игнорировать нельзя и которые, безусловно, влияют на работу. Но они настолько большие и фундаментальные, что причем тут конкретная бизнес-стратегия? Общая интеграционная база остается и учитывается, но наш корпоративный бизнес строится в первую очередь на том, чтобы в финальной точке наш клиент приобрел бы все, что хотел, остался бы доволен и пришел бы к нам еще раз.
Компания Mazda имеет японские корни. Ощущаются ли в ней японские ценности? Например, кодекс самурайской чести?
При решении глобальных вопросов культурные и вообще любые другие ценности, как правило, оказываются ни при чем, тут здравый смысл имеет значение. Может быть, в других компаниях подход отличается, но в «Форде», «Мазде» – там, где я имел возможность видеть все своими глазами, реакция всегда одна и та же. Но если спуститься на другие уровни и посмотреть, что допустимо делать в баре, а что допустимо в офисе, то тут уже многое зависит от страны, от исповедуемых там принципов.
Получается, что здравый смысл – это сегодня универсальный субстрат бизнес-деятельности?
Нельзя все же так сказать, потому что у каждой гаечки в механизме разное понимание проблемы и ее глубины. И невозможность или неспособность объяснить, насколько важно то, что происходит, вполне может помешать сторонам найти правильное решение. На одну и ту же вещь можно посмотреть разными глазами. И если вы это предварительно не обсудите с партнером, то в споре истина не родится.
Поэтому, прежде чем доносить какую-то мысль до японских коллег, надо сначала понять, что они сами об этом думают, и, возможно, попытаться объяснить им, как это должно выглядеть на самом деле.
Тогда вопрос попроще. Какой сейчас главный тренд в автомобильном бизнесе?
Топливный. Топливная экономичность либо альтернативные источники топлива. Но начинают подтачиваться сами основы основ автомобильного бизнеса – а так ли уж нужно идти к дилеру, нужно ли вообще владеть машиной? Этот процесс сомнения начинает зарождаться именно сейчас.
Интересно.
В последнее время уже неоднократно обсуждалась разница подходов молодых людей к самовыражению. Сейчас их свобода больше выражена в смартфоне, а не в машине. В настоящее время их больше привлекает не свобода передвижения, а какая-то другая свобода.
Вы управляли «Теслой»? Впечатлило?
Да.
Три года назад вы сказали, что у вас нет электромобиля на стенде, но зато есть какие-то другие хорошие вещи. А сейчас не жалеете, что его тогда не было?
Моя точка зрения не изменилась.
Я до сих пор считаю, что сначала должен произойти прорыв по выработке и хране- нию электрической энергии, чтобы это направление в принципе получило право на жизнь. По-прежнему дистанция, общий путь без подзарядки для электро- мобиля мал, и по-прежнему его влияние на экологию не приближается к нулю.
А цель «Мазды» – быть максимально при- ближенной к этому показателю, но используя традиционные виды топли- ва. И если завтра мы проснемся и вдруг случится прорыв, то мы сразу же этим займемся. Но, я считаю, это будет не скоро.