Сергей Федоров
Отвечает
эксперт

Говорят, те, кто поездил на дизельной машине, навсегда останется ярым поклонником автомобилей с моторами на тяжелом топливе. Зато приверженцы бензиновых версий утверждают, что эти двигатели гораздо менее обременительны в обслуживании и ремонте, особенно при солидных пробегах. Так ли это? Давайте разбираться. Для начала обратимся к конструкции обоих силовых агрегатов.

В бензиновом моторе топливовоздушная смесь (в пропорции 1:14), подается в цилиндр в конце такта сжатия и поджигается от искры свечи зажигания. Сила, полученная в результате сгорания, давит на поршень, который в процессе возвратно-поступательного движения вращает коленчатый вал. Так тепловая энергия преобразуется в механическую, а давление, с которым газы давят на поршень, называется степенью сжатия. У бензиновых моторов она колеблется от 9 до 12.

В дизеле системы зажигания как таковой нет — здесь в цилиндрах под большим давлением (до 50 атм) сжимается воздух, нагреваясь до высокой температуры, а в конце такта сжатия в камеру сгорания впрыскивается топливо. Мелкие его капельки испаряются, образуя топливовоздушную смесь, которая тут же самовоспламеняется. Сгорание происходит при большом давлении, поэтому степень сжатия у дизелей — от 15 до 25 единиц. Отчего такие моторы и отличаются повышенной вибрацией, особенно на холостом ходу, а также высоким уровнем шума.

Среди преимуществ дизеля отметим высокий крутящий момент практически с холостых оборотов, достойный моторесурс и экономичность. Когда-то «солярка» была дешевле бензина, но в последнее время эта разница практически нивелировалась. А вот качество дизтоплива у нас до сих пор оставляет желать лучшего. Это одна из основных причин, по которой эти моторы у нас не получили такого распространения как, например, в Европе.

В свою очередь, бензиновые моторы при аналогичном объеме отличаются большей мощностью и частотой вращения коленчатого вала, что обеспечивает автомобилю лучшие скоростные характеристики. Такие двигатели могут похвастать низким уровнем шума и вибраций. Они проще по конструкции, легче и дешевле. Надо еще отметить, лояльность к качеству российского топлива и более уверенный запуск в сильные холода. Да и в обслуживании бензиновые моторы проще и дешевле, правда, пока новые. Обслуживание дизелей в начале эксплуатации более затратное: проводится, как правило, в полтора-два раза чаще, чем у бензиновых моторов — каждые 7000-10 000 км против 15 000-22 000 км (исключение — Toyota, которая для бензиновых машин делает ТО через 10 000 км). Зато при пробегах более 150 000-200 000 км дизели выгоднее, поскольку пока не требуют крупного ремонта из-за более солидного ресурса. Правда, не стоит исключать, что к этому пробегу из-за не самого лучшего качества топлива у них могут выйти из строя дорогой топливный насос высокого давления и форсунки впрыска (в среднем по 15 000 руб.). Да и турбокомпрессор (от 55 000 руб.) тоже в группе риска.

Кстати, не во всех техцентрах берутся за обслуживание и ремонт дизелей в связи с их сложной конструкцией. В общем, если вы часто ездите на далекие расстояния или ваша работа связана с постоянными разъездами, а также геологам, охотникам и рыболовам, часто эксплуатирующим машину в тяжелых условиях, рекомендуем автомобиль с дизелем. Причем лучше, чтобы машина была новой — старый дизель просто разорит. А вот машину с бензиновым мотором советуем брать тем, кто в год накатывает менее 10 000-15 000 км.