Ирина Зверкова
Отвечает
Обозреватель

В Правилах дорожного движения появился новый пункт, который не только разрешает покидать место ДТП, но и обязывает это делать. Но при это нужно соблюсти некоторые обязательные условия. 

Самый простой вариант – если вред причинен только имуществу и участники аварии не имеют разногласий по тому, кто виноват, как оформлять, какой ущерб и т.п. Это будет оформление по так называемому европротоколу, которое требует соблюдения еще одного условия – в ДТП нанесен вред не более 2 автомобилям. Только нужно помнить, что без справки ГИБДД выплата компенсаций по ОСАГО не будет превышать 50 000 рублей для пострадавшего (при обоюдной вине выплата делиться пополам). Если всех все устраивает, то участники могут просто разъехаться, предварительно зафиксировать на фото или видео положение машин и их повреждения, заполнить бланки для страховой компании и уже двинуться по своим делам.

Правда смогут ли водители адекватно оценить ущерб, наличие скрытых повреждений или нет – это будут уже их проблемы.

Вариант без обращения в ГИБДД и договоренности на месте, либо может быть предпочтителен для тех, кто не хочет портить свою страховую историю. Ведь иногда выправить небольшой дефект дешевле, чем потом доплачивать за ОСАГО и каско. Только нужно быть уверенным, что другой участник аварии потом не вернется на место столкновения и не обставит дело так, что вы покинули место ДТП. Поэтому если принято решение об отказе сообщать в ГИБДД об аварии – нужно писать друг другу расписки обо всем: кто участники, кто виноват, о чем договорились, какие деньги переданы и т.п., в двух экземплярах и с паспортными данными. Если доверия нет, то лучше все-таки обратиться в ГАИ. 

И вот тут как раз вылезает новое требование – освобождать проезжую часть в случае мелкой аварии. Если оно не выполняется, то водителям грозит штраф в 1000 рублей (п.1 статьи 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). А чтобы его не получить – нужно покинуть место ДТП. А это уже второй пункт той же статьи, который грозит лишением прав на год-полтора, или арестом на 15 суток. 

В ПДД есть описание того, как нужно действовать если участники аварии не договорились между собой.

Почти при любом ДТП в первую очередь нужно зафиксировать его последствия на фото или видео. Причем нужно это делать так, чтобы была привязка по местности – в кадр должны попасть неподвижные объекты (дома, остановки, рекламные стенды, указатели и т.п.). Нужно запечатлеть все те места транспортного средства, которым нанесен ущерб, его госномер и желательно VIN. Оторванные бамперы и зеркала тоже нужно заснять в том положении, как они находятся сразу после аварии. При этом качество съемки должно быть таким, чтобы всем все было понятно. Без нормального визуального подтверждения можно остаться без страховки.
Действующее законодательство не требует привлекать очевидцев, но практика показывает, что в спорных случаях чем больше свидетелей – тем лучше. 

Параллельно с этими действиями нужно звонить 02 и объяснять происшедшее. Лучше это делать всем водителям – каждый звонок фиксируется и в будущем будет доказательством того, что никто не пытался скрыться с места аварии. В ГИБДД должны дать инструкции о том, что делать дальше. Почти всегда это указание ехать на ближайший пост или в подразделение, искать инспектора по разборам и с ним оформлять документы для страховой. Времени это займет конечно не мало, но зато не создаст пробку, водителю получат справки, не будут оштрафованы на 1000 рублей и не лишатся прав.

Тот же порядок действий (позвонить в ГИБДД и освободить проезд) нужно произвести даже если пострадал только ваш автомобиль и справка нужна для страховой компании.