Ирина Зверкова
Отвечает
Обозреватель

В последнее время появился ряд сообщений о том, что начал действовать запрет на использование летних шин зимой. Это связано с принятием Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который действует с 1 января 2015 года. Помимо различных технических требований к транспортным средствам, их разработке и производству, документ содержит в том числе и указания по использованию соответствующих времени года шин.

Накажут ли за летние шины?

Большая часть документа повторяет требования, прописанные в российских ПДД. Они касаются минимальной допустимой остаточной глубины протектора. Для летних шин она составляет 0,8 мм для скутеров, мотоциклов и другой двух- трехколесной техники, 1,0 мм для грузовиком и прицепов к ним, 1,6 мм для легковых и малотоннажных автомобилей и 2,0 мм для пассажирского транспорта. Между тем, для любых зимних шин этот показатель не может быть менее 4,0 мм.

Накажут ли за летние шины?

Также запрещается использовать автомобиль, если шины различных конструкций установлены на одну ось, и если одновременно используются шипованные и неошипованные шины.

Но есть в Техническом регламенте момент, который отличается от действующих российских норм. Пункт 5.5 запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период – декабрь, январь, февраль, и использование шипов в летний период – июнь, июль, август. Причем, обратите внимание, в холодное время допустимо использование только зимних шин, то есть с изображением снежинки, горной вершины или маркировкой M+S, M&S, MS. А вот есть ли шипы или нет – не имеет значения. Еще техрегламент допускает расширение временного коридора – добавление месяца, если так захотят местные власти.

И этот пункт о сезонности резины должен был бы применяться повсеместно, если бы не бюрократический подход российского законодательства. А все дело в том, что привлекать водителей к ответственности можно только на основании статей Кодекса об административном правонарушении (КоАП). В нем есть статья 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена», под которую попадают нарушения сезонности шин. Но при определении правонарушения КоАП опирается на «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», которые являются приложением к Правилам дорожного движения. А в них оговорена только высота протектора и ничего не говорится о зимних и летних шинах. 

Вот и получается, что у инспекторов ГИБДД нет оснований штрафовать водителя зимой на летних шинах. Единственный момент, когда кто-то может придраться к сезонности резины – это прохождение государственного техосмотра. И так будет происходить до тех пор, пока в КоАПе не появится ссылка на Технический регламент Таможенного союза, либо отдельная статья со штрафом за несезонные шины. А пока главным критерием по смене резины будет благоразумность водителя.