В компании BRP говорят: «У настоящих фанатов техники BRP в жилах течет желтая кровь».
Надеюсь, по моим венам течет пока еще нормальная кровь, но поездив на новых Commander (их всего 5 моделей), а уже стал в этом сомневаться… Канадцам объективно удалось создать отменные аппараты, подняв планку степени универсальности SSV (side-by-side vehicle, именно так BRP классифицируют свои новинки, больше известные, как UTV) на новый, более высокий качественный уровень. Commander в равной степени пригодны, как для проведения тяжелых работ, так и для развлекательного спортивно-туристического отжига по бездорожью.
На рынок BRP выводит сразу пять моделей SSV с двумя двигателями. Commander 800R Commander 800R XT оснащены уже известной силовой установкой Rotax 800 V-Twin EFI от классических квадроциклов Can-Am Outlander и Renegade мощностью 71 л. с. Модели Commander 1000, Commander 1000 XT и Commander 1000 X оборудованы новейшим двигателем Rotax 1000 V-Twin EFI специально разработанный для SSV Can-Am.
Мотор обладает мощностью 85 л. с. По заявлению производителя он является самым мощным в индустрии и на 39% экономичнее любого конкурента в своем классе. И если с последним фактом, наверняка найдутся люди, кто пожелает его оспорить, то с фактом, что конструкция Commander оригинальна и неповторима придется согласиться, даже самым непримиримым врагам BRP.
Двигатель в Commander расположен строго между водительским и пассажирским сидениями. Задняя подвеска Torsional Trailing arm Independent (TTI) маятникового типа (обратите внимание на крепление задних амортизаторов, такого до Commander ни у кого не было). Объективно подвеска маятникового типа лучше держит траекторию на ухабистом грунте, чем традиционная собранная на А-образных рычага.
Колебания колес происходит в строго вертикальной плоскости, с нулевым боковым наклоном, что позволяет удерживать траекторию движения по бездорожью на максимальных скоростях. Плюс, система подвески TTI позволила исключить привычную для большинства для side by side громоздкую конструкцию крепления задних амортизаторов под днищем кузовом и сделать его с… двойным уровнем. Такого тоже в мире UTV еще не было.
Откидной кузов способен вместить багаж объемом 380 л. и общим весом 273 кг. При желании багаж можно разделить надвое. И одну часть весом 91 кг разместить на верхней платформе, вторую более весомую (182 кг.) и ценную спрятать в закрытой нише. Заметьте, у того же Polaris RZR, а именно с ним будут сравнивать Commander в первую очередь, кузов несъемный, жестко интегрированный в общую конструкцию.
Дорожный просвет 279 мм., 27-дюймовые «зубастые» покрышки в стоке, полный привод подключаемый в ручную, автоматический передний дифференциал Visco-Lok (девайс, успевший отлично зарекомендовать себя на классических ATV BRP), регулируемые подвески с ходом в 254 мм — с таким техническим арсеналом за рулем Commander чувствуешь себя как на танке. И предел возможностей техники ограничивается лишь степенью личной смелости. Меня трудно назвать смельчаком. Тем не менее, стальной каркас диаметром в 50 мм, трехточечные ремни безопасности, внушительный вид защитных боковых сеток на несколько минут сделали из меня героя и я умудрился по лесной грунтовки разогнать Commander 1000 до 110 км/ч. Страшно не было.
Низкий центр тяжести, почти идеальная развесовка по осям — аппарат в прямом смысле впивается в грунт и разрешает валить, что называется на все деньги даже в крутых поворотах. А как он с отключенным передним приводом пускается в занос - песня. Понятно, проявив страсть к разрушению, завалить набок и тепловоз не проблема. Однако что бы перевернуть Commander, нужен особый талант. У меня его нет. Так что когда я почувствовал, в одном из поворотов отрыв боковых колес, мне понадобилось только утопить педаль газа побольше и машина вновь встала на все четыре колеса. Знаю, повезло. При вхождении в поворот переборщил со скоростью. Но ведь не перевернулся.
Далее начался прием грязевых ванн. Волновали две вещи: бойница воздухозаборника на капоте и как-то слишком низко к земле расположенная «банка» глушителя. Брод, естественно нашел самый глубокий. Затопил аппарат в прямом смысле по свой пояс. Едет, даже ни разу не поперхнулся. Взирая на мои потуги «накормить» мотор Commander грязной водицей, представители BRP через 30 минут наконец-то сжалились над моим промокшим телом и объяснили, что моя затея, абсолютно бесперспективна.
Во-первых, забор воздуха для воздушного фильтра происходит не через бойницу на капоте, а по специальным воздуховодам размещенные в районе приборной панели, а специальная система дренажей воздуховодов, практически полностью исключает попадание влаги в мотор. Что же касается глушителя, то и здесь конструкторы сделали выхлопной тракт, который 100% защищает двигатель от влаги.
Более подробный тест Commander читайте в июньском журнале «Автомобили».