Беда всех автомобилей класса «люкс» - быстрое привыкание к предоставляемому ими шику и комфорту. Пересаживаться после них в машины попроще уже не хочется. Столь велика дистанция между ними и остальным автомобильным сообществом.

При этом Jaguar XJ — самый яркий представитель люкса в классе престижных автомобилей, стоящий особняком. Имидж марки и подчеркнутая индивидуальность на этом уровне особенно важны. и прелесть Jaguar в том, что он не выпускает другие автомобили. А флагман XJ призван подчеркивать статус и оригинальный вкус владельца на самой высокой ноте. Посмотрите на его внешность, окунитесь в салон, попробуйте его функции. Ни в одном из этих «параметров» вы не найдете изъяна. Это и есть высочайший стандарт - то, к чему осознанно или нет стремятся все остальные автомобили от мала до велика, от бюджетного до самого дорогого.

Когда садишься за руль этого автомобиля, то словно оказываешься на краю высокого утеса, с которого перед тобой расстилается мир во всем своем величии. А на заднем сидении - ощущаешь себя в люксе вагона трансевропейского экспресса. И на каждом месте понимаешь: лучшего желать нереально, такого лучшего сегодня просто нет. Это - пока предел. А синие ремни безопасности и такая же строчка в отделке - это разве не верх шика?

А дальше начинаются милые частности, по которым такого рода автомобили и выбирают. Благородный, уникальный, приятно пронизывающий рык мотора, который возникает, когда педаль газа приближается к полу. Кресло с настройками 20/20, с массажем спины, подогревом или холодной вентиляцией. Красивый фирменный руль именно в такой геометрии и когда кожа внутри, а дерево снаружи, а не с соотношением сегментов этих разношерстных материалов (руль, естественно, с подогревом). Красавица «кнопка» звукового сигнала посредине и фирменные сопла вентиляции в синем обрамлении сумасшедшей по качеству кожи. Бирюзовое освещение салона. Подвеска - та, к которой постоянно стремится Citroen. Изысканность и здравый смысл во всем: на этом уровне именно это ценится выше всего.

Отличный двигатель: мягкий, тяговитый, эластичный, энергичный. Но кажется - 3-х литров будет маловато для такого большого и престижного автомобиля. Ан, нет! Когда педаль газа уходит к полу, автомобиль словно взрывается: но, естественно, мягко, интеллигентно, как и положено такому уровню машины, но улетает от окружающих, словно те стоят на одном месте. Рык мотора добавляет восторг от такого просыпания. Причем на заднем диване, как я уже отметил, комфорт особенно высок и приятен: действительность словно тебя не касается и проплывает мимо. Автомобиль с трехлитровым "атмосферником" - самый покупаемый.

Причем XJ с таким мотором существует как бы в двух ипостасях, которые мне очень импонируют. Первая — вальяжная, с ленцой и рассудительностью: когда не сильно и не до конца давишь на педаль газа, автомобиль плывет и стелется по дороге с огромным чувством превосходства и индивидуальности. Вторая — прыткая, проснувшегося зверя, почуявшего добычу. Это когда педаль уходит к полу и появляется фирменный, бередящий душу рык.

Подвеска у Mercedes S-класса кажется мне мягче; у XJ она ближе к BMW 7, но для наших дорог так даже лучше. Вспоминается мечта далекого детства, когда я впервые увидел темно-зеленую сигару "Ягуара" с песочным салоном во дворе нашего двора. И вот - воплощение...

Усовершенствованная шестиступенчатая автоматическая коробка обеспечивает молниеносное переключение передач. Система постоянно подстраивает режимы переключения передач в соответствии со стилем вождения сидящего за рулем, вот прикол!

Но в этом автомобиле я все время езжу на "S" - в этом режиме машина невероятно преображается, становится настоящим "Ягуаром", одновременно увеличивается "накат", при котором достаточно один раз нажать на газ, и автомобиль сам держит скорость километрами, будто сам, без посыла водителя везет, наступая другим на пятки. Так, кстати, можно добиваться существенной экономии топлива.

В этом режиме включается красная подсветка приборной панели. Режим Winter (зимний) смягчает реакцию на педаль газа для более устойчивого управления на скользкой дороге. Система адаптивной динамики анализирует скорость XJ, повороты руля и движения кузова 500 раз в секунду и регулирует настройки электронных амортизаторов, обеспечивая идеальный баланс комфорта и управляемости. При движении по рыхлой поверхности (читай, снегу), активный контроль дифференциала мгновенно обнаруживает любое проскальзывание и меняет усилия, передаваемое на каждое колесо таким образом, чтобы обеспечить максимальную устойчивость автомобиля.

Но главное - динамика и руление, а они в этом режиме становятся превосходными, доставляющими несравненное удовольствие. Тут только в полной мере понимаешь, как хорош 3-литровый мотор. Движение на "лепестках" разумно не дает переходить на неправильную для данной скорости и режима передачу. Зато, когда можно - торможение двигателем происходит реально, по всем канонам "жанра". И прикольно в этом случае "выбрасываются" номера включенных передач на дисплей - как на лошадиных бегах в тотализаторе.

Выходит, что обычный режим ("D") - это как расшнурованный ботинок, бежать в нем не удобно, а "S" - туго зашнурованные тапочки.

Шик этого автомобиля английский - потому что Jaguar заметно отличается от немецких, японских, американских и любых других представителей этого класса. Работая над люкс-классом, автопроизводители обычно копируют немецкие автомобили. Jaguar идет тут в корне другим путем и воплощает СВОЙ стандарт. И он мне импонирует. Ибо рождает иные самоощущения: чувствуешь себя не неким буржуа или предпринимателем, а аристократом. Но аристократом английским, т.е. деятельным, предприимчивым, подвижным, не чуждым прогрессивных взглядов.

В этом смысле здесь хорошо работают на это самое самоощущение синяя фирменная торпедо с двумя знаменитыми соплами и часами посредине, фирменно обтянутый кодей внутри большой деревянный руль, огромная кнопка клаксона посредине, панорамная крыша.

Единственно, что мне решительно не нравится во всех «Ягуарах» - нарисованные приборы. Да еще с серебряными с «тенью» козырьками, как у заправдашных. Настоящие приборы тут хочется, настоящие, а не похожие на шторки нарисованных зданий, которые спрятаны под реконструкцию.