С покупкой бренда Jeep китайская компания Great Wall станет крупнейшим производителем кроссоверов и внедорожников в мире
На прошлой неделе представители семьи Аньелли, владеющей корпорацией Fiat-Chrysler, сообщили о намерении во что бы то ни стало сохранить контроль над брендом Ferrari – продавать легендарную марку не собираются. Итальянской может остаться и Maserati, а вот прочее хозяйство в некотором роде выставлено на торги – принимаются предложения. Впрочем, эксперты не исключают и объединения в одну компанию Maserati и Alfa Romeo для продажи ее как отдельного актива. Не зря же несколько лет назад итальянцы отказали «Фольксваген» – купить Alfa Romeo хотел сам Фердинанд Пих!
Как и предполагали «Автомобили», вряд ли семейство Аньелли найдет покупателя, заинтересованного в приобретении Fiat-Chrysler за вычетом двух спортивных итальянских брендов – слишком много придется взять «в нагрузку». К примеру, марку Chrysler, у которой остались две модели, из которых только Pacifica, представленная на прошлогоднем автосалоне в Детройте, имеет устойчивые рыночные перспективы. О будущем ветеранского, если не сказать, престарелого седана 300C, популярность которого постоянно падает, менеджеры пока молчат: нынешняя версия построена на старой платформе Chrysler LX, в основе которой – «тележка» Daimler от Mercedes-Benz E (W211) начала 2000-х годов; модель доживает свой век. После безвременного снятия с конвейера второго поколения среднеразмерного седана 200 (декабрь 2016 года) можно забыть и об этой ветке. Соперники ушли далеко вперед, а итальянская платформа от Giulietta оказалась неконкурентоспособной.
Короче говоря, с позиций выхода на рынок Северной Америки – а именно этого хотят китайские потенциальные покупатели, у FCA сейчас два привлекательных актива – это Jeep и Ram. Оба бренда растут, пикап Ram традиционно замыкает тройку самых популярных машин США (после Ford F-150 и Chevrolet Silverado), однако за пределами родного континента у Ram перспектив нет – полноразмерные пикапы больше нигде не продаются. Совсем другое дело – Jeep. Это одна из самых узнаваемых марок во всем мире, марка, под которой внедорожник вошел в повседневную жизнь людей, марка, ставшая синонимом высокой проходимости. Марка, у которой только в США 2400 дилеров.
Именно «Джипом» интересуется Great Wall. Компания давно стала крупнейшим производителем внедорожников и кроссоверов в Китае, ее компактный Haval H6 уже несколько лет удерживает лидирующую позицию – каждый месяц в Поднебесной продаются от 30 до 35 тыс. экземпляров, а иногда, даже больше. Представители Great Wall сообщили американскому изданию Automotive News, что вышли на руководство FCA с предложением о покупке Jeep. Интересно, что сообщение поступило не от анонимного источника, а от президента Great Wall госпожи Ван Фэнин, которая согласно нескольким рейтингам, считается сегодня самой влиятельной женщиной в Азии.
К слову, Great Wall делает все, чтобы выйти на рынок США. В этом году по угрозой роспуска NAFTA (Североамериканской ассоциации свободной торговли) и, как следствие, введение в США 35-процентного налога на собранные в Мексике машины, Great Wall даже пересмотрел планы по строительству завода на территории «южного соседа» в пользу США. Больше того, в поддержку своих намерений китайцы открыли в Детройте научно-исследовательский центр.
Интересно, что Jeep на протяжении всей своей истории оставался лакомым куском. Сначала компанию Whillys-Overland, которая выпускала гражданскую версию CJ-2 с 1945 года, на корню приобрела в 1953 году американская фирма Kaiser Motors. Затем в 1970 году, когда глобальная Kaiser Industries решила выйти из автомобильного бизнеса, Jeep перешел к American Motors. В 1987 году тонущую AMC с устаревшей модельной линейкой, в которой, однако, имелся Jeep, приобрел Chrysler. Китайцы, как известно, всегда опираются на полезный опыт прошлого, от того и понимают, что почти 80-летняя история Jeep только увеличит цену бренда, равно как и его отдельная продажа от всего FCA.