Двое из пяти участников проекта HyFive будут совместно снижать цены на водородные машины до уровня «розеточных» гибридов
В отличие от электромобилей, у автомобилей на топливных элементах, то есть работающих на водороде, нет проблем с запасом хода: Honda FCX Clarity по японским методикам накатала на одном баке почти 750 км, примерно столько же дают и аналоги. Однако распространению этих перспективных газовых авто препятствует куда более весомый фактор – цена. Именно для уменьшения цены водородной машины, а точнее для снижения стоимости самих топливных компонентов, и объединяют усилия General Motors и Honda.
Между тем самым дешевым водородным автомобилем, а потому и самым популярным сразу же после старта предзаказов летом прошлого года, стала Toyota Mirai, уже в первый месяц желающие выбрали половину планируемого объема производства на первый год. Однако, если Hyundai уже продает свой ix35 Fuel Cell почти два года, а Honda открыла продажи новой FCX Clarity для юридических лиц в Японии (частники в Европе и Калифорнии получат машины в конце 2016 года), то покупатели Mirai смогут насладиться аппаратами лишь ближе к 2019 году.
Вполне возможно, «тойотовцы» опасаются начинать продажи при такой неразвитой инфраструктуре. Если верить американскому сайту Toyota, в той же Калифорнии пока только 4 действующие заправки. Еще 8 «подтверждены к открытию оператором», но пользоваться ими нельзя, поскольку после тестового режима работы туда перестали систематически завозить водород. В 2016 году обещаются открыть еще 8 точек, а после 2016 года – еще 20. Вместе с тем, это исчезающе мало по сравнению с количеством зарядных станций для электромобилей, которых сейчас в Калифорнии более 1800, и на каждой из них как минимум по два зарядных слота.
Если вернуться к союзу Honda и General Motors, их цель – в снижении стоимости машин на топливных элементах до стоимости plug-in гибридов, имеющих возможность подзарядки от внешнего источника. Однако цены на эти разные виды «зелени» по оценкам сторон могут сравняться только к 2025 году. Между тем пока и plug-in модели, и тем более водородные приносят производителям одни убытки. Так что демпингуй – не демпингуй…