Французский концерн PSA закрыл сделку по покупке Opel и Vauxhall у GM. Что будет дальше?
Помните стратегическую программу «2018», введенную в VW несколько лет назад? Немцы захотели во чтобы то ни стало обогнать Toyota не только по выпуску легковых автомобилей (согласно данным OICA, по этому показателю VW вышел в мировые лидеры еще в 2011 году), но и в общем зачете. А недавний релиз с рекордными продажами альянса Renault-Nissan и примкнувшего к ним Mitsubihi по итогам полугодия? Невиданные доселе показатели сделали возможным пожелание руководства альянса стать автомобильным производителем №1 в мире по итогам 2017 года. Теперь вот и группа PSA отчиталась о закрытии сделки по приобретению у GM двух брендов Opel и Vauxhall, укрепив свою позицию второго автопроизводителя в Европе.
Зачем французам, лишь недавно с помощью Карлоса Тавареса, выбравшимся из убыточной зоны еще более убыточные Opel и Vauxhall, да еще и с обязательствами по сохранению производственных мощностей в Германии и Великобритании? Ответ, очевидно, нужно искать не в рациональной плоскости, а в естественных стремлениях самого Тавареса. Бывший подчиненный Карслона Гона по альянсу Renault-Nissan, покинувший компанию по принуждению после «откровенного» (как принято выражаться в некоторых «желтых» изданиях) интервью агентству Bloomberg в августе 2013 года, очевидно, желает доказать бывшему боссу, что в силах тягаться с ним.
Прекрасная мотивация, что ни говори, тем более, что побочным продуктом этого состязания амбицией должен стать вывод Opel и Vauxhall в прибыльность к 2020 году. Казалось бы, все участники сделки выиграют. GM избавился от балласта – в день, когда было объявлено о предварительных договоренностях, подскочили акции американского концерна. Правительство Германии наконец-то получит стабильный источник налоговых платежей и перестанет дотировать Opel. PSA выдвинется в число ведущих автомобильных концернов (порукой тому и возросшая активность французов в Индии, Северной Африке и Юго-Восточной Азии) и, кто знает, станет законодателем мод в автомобильной промышленности. Есть ли минусы? Очевидно, да. С этим слиянием усилится глобальный процесс унификации автомобилей, в результате которого потребительские качества и ходовые свойства машин становятся все боле схожими, а вся разница концентрируется в дизайне и эргономике.
Интересно, что сотрудничество PSA и GM с завершением сделки только окрепнет: Opel еще долго будет выпускать автомобили под марками Buick и Holden, а американцы помогут PSA достойно выступить на «зеленом» фронте, поддерживая и Opel Ampera-e (перелицованный Chevrolet Volt), и другие электрические проекты. Что касается будущего концерна PSA, успехи Карлоса Тавареса по повышению маржинальности, производительности труда, эффективности производственных процессов, благодаря которым он вывел убыточный концерн в плюс менее чем за два года, более чем впечатляют. Очевидно, в ближайшее время противоборство «двух Карлосов» - Гона и Тавареса, выльется в весьма интересные конкурентные проекты. Не стоит сбрасывать со счетов и Toyota с VW, а также GM, который с 2007 года, когда он был крупнейшим автопроизводителем, то и делает, что теряет завоеванные прежде позиции.