Продавцы автомобилей в нашей стране не досчитались за первые полгода 21 млрд. долларов или 902 тыс. автомобилей.

По данным PricewaterhouseCoopers (PWC), в первом полугодии в России было продано 743 тыс. автомобилей и выручено за них 12,8 млрд. долларов. Иными словами, потери составили 55% и 62%, соответственно. Более всего пострадал импорт новых машин: на 56% (ввезено 345 тыс.). Продажи отечественных автомобилей сократились на 47%, а иномарок российского производства – на 34% (соответственно, продано 200 тыс. и 190 тыс.). Ввоз подержанных машин рухнул еще более значительно – на 96%: импортировано только 8 тыс. штук авто против 190 тыс. годом ранее в этот же период.

Партнер PWC Стенли Рут, кроме того, отмечает: произошло существенное изменение средней стоимости автомобилей во всех рассматриваемых сегментах. Причины, на его взгляд, кроются в изменении курса рубля, масштабных дисконтных продажах, высокой доли в реализации текущего года машин, произведенных в 2008 году, и повышение таможенных пошлин.

Стенли Рут, партнер PWC

Стенли Рут отмечает, что товарные запасы явились важным, но краткосрочным стимулом для рынка, они вызвали существенную ценовую конкуренцию в первой половине 2009 года и удержали продажи от еще большего падения. Однако в последующие месяцы до конца года влияние запасов на динамику рынка не будет уже столь существенным.

Произведенные в России автомобили продаются лучше других категорий машин, как в количественном, так и в денежном выражениях, отмечает Рут. При этом средняя стоимость автомобиля снизилась на 16% в долларовом исчислении и увеличилась на 13% в рублях.

Прогноз Стенли Рута не менее утешителен: он не ожидает резкой положительной динамики рынка, поскольку, во-первых, складские запасы (которые продавались со значительным дисконтом) исчерпываются, во-вторых, растет безработица и снижается потребительская уверенность. Вновь произведенные машины, а их к концу года будет все больше, будут стоить заметно больше, а рынок кредитования работает ныне крайне слабо. Партнер PWC обращает внимание также на то, что мировой экономический кризис сильнее всего ударил по автомобильному рынку России, в итоге авторынок нашей страны откатился практически с первого места на пятое.

В качестве основных мер оживления рынка Стенли Рут, как и большинство иностранных специалистов, работающих в России, видит в налаживании и стимуляции государством утилизации старых автомобилей.

Исходя из сделанного анализа, Стенли Рут прогнозирует, что производство автомобилей в России может выйти на докризисный уровень к 2011 году и заметно превысить его к 2013-му.