Обучение в «серых» автошколах будет стоить обучающемуся водительского удостоверения.
По оценке чиновника, санкции могут затронуть до «нескольких сотен тысяч» выпускников подобных учебных учреждений. Если у автошколы нет необходимых документов для работы, то и водительские удостоверения, полученные выпускниками подобных школ, признаются недействительными и подлежат аннулированию.
Основанием для подобных мер служит нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». В п. 35 сказано, что права являются незаконно полученными в случае если они были выданы «на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными, либо выданы с нарушением уставного порядка».
Само решение об аннулировании удостоверения выносит суд по уже отработанной технологии. В течение последних трех лет Генеральная прокуратура в судебном порядке лишила прав порядка 50 тыс. человек из-за медицинских показаний. Например, наркоманов или алкоголиков.
Автошколы, попадающие в группу риска, не прошли согласование учебной программы и материально-учебной базы с Госавтоинспекцией. В августе текущего года в силу вступили более жесткие требования к учебным заведениям, а допускает автошколы к работе заключение ГИБДД. По состоянию на сегодняшний день, из 11,5 тыс. зарегистрированных в России школ пройти процедуру согласились порядка 5 тыс. заведений. По итогам проверки продолжать работу может только 1 тыс. 800 образовательных учреждений, из которых в Москве находится всего 40.
Тем не менее, оставшиеся 10 тыс. автошкол продолжают проводить обучение, выдавать свидетельства об окончании курсов и отправлять выпускников на экзамены в ГИБДД.
«Документы оформляются задним числом, как якобы выданные еще до вступления в силу новых требований. Это происходит в массовом порядке по всей России. Мы понимаем, что обманывают нас, обманывают граждан и обманывают государство. Пока мы выясним, что эти юридические лица незаконно вели деятельность, они выпустят сотни тысяч граждан, которые попадут под аннулирование удостоверений. Мы просто обязаны будем это сделать», - заявил Александр Лыткин.
«Отсутствие документов у автошколы не говорит о том, что качество обучения низкое, тем более что полученные знания проверяет ГИБДД. В этой ситуации гражданин выступает как добросовестный покупатель: он мог и не знать про проблемы с документами. Уверен, что водители смогут обратиться с ответным иском в суд», - не соглашается с разумностью заявлений ГИБДД глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.