Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»: что начнется 1 марта?
26 февраля последовало сообщение о возобновлении с 1 марта программ господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Почему этого не было сделано с начала года? Похоже, правительство взяло паузу, чтобы оценить ситуацию на рынке после повышения с 1 января НДС на 2%, и, видимо, под занавес февраля пришло к выводу, что дело пахнет керосином. Действительно, уже в январе, когда шли еще распродажи машин 2018 г. выпуска, рынок показал чисто символический рост в 0,6%. При этом лидеры, LADA и KIA смогли добавить к своим показателям годичной давности всего по 3% и 2% соответственно. Mitsubishi зафиксировала неустойчивое равновесие, а объемы продаж Renault, Nissan, Datsun, Mazda уже начали откат вниз. В случае с Ford можно говорить о настоящем обвале (-44%). И все эти компании создали в России сборочные, а в большинстве случаев и полноценные предприятия под докризисные объемы производства. Теперь же эти заводы за редким исключением остаются хронически недозагруженными со всеми вытекающими последствиями для прибыльности. Ожидать перехода к тренду роста в силу общеэкономической ситуации в стране не приходится. Остается как-то поддерживать на плаву компании, локализовавшие производство в России, и правительство бросает российскому автопрому спасательный круг. Или обруч? Денис Мантуров, глава Минпромторга, назвал сумму в 3 млрд. руб., выделяемую на программы поддержки рынка «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В 2018-м соответствующий объем средств был втрое больше, но и тогда их хватило на субсидирование продаж в течение менее полугода. В прошлом году с использованием названных программ реализовали ≈99 000 автомобилей или 5,5% от общего объема рынка легковых и легких коммерческих автомобилей. Каков будет результат в 2019-м, догадаться несложно независимо от того, какими окажутся пока не названные условия действия программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».