Сегодня Франкфуртский автосалон открылся для всех посетителей.

Это уже 65-й автосалон в "финансовой столице" Германии и самом центре Европы, который проводится по нечетным годам на пару с Парижским автосалоном и является одной из самых значимых автовыставок мира, поскольку "отвечает" за развитие автомобильного рынка в Европе, где продается значительная часть (почти четверть) выпускаемых автомобилей. Отсчет ведется от 1897 года, - автосалона в Берлине, приемником которого Франкфуртский автосалон стал с 1951-го. Выставки - смотр достижений, заявки на перспективу и презентация конкретного "корма" для потребителей. Радость предвкушения, так сказать.

Но российских автомобилистов Франкфуртский автосалон ничем примечательным не балует, поскольку весь настроен на европейского и, прежде всего, немецкого, пользователя. А европейская и российская автомобильные площадки отличаются друг от друга как баклажан от кабачка. Европейцам в соответствии с директивой европравительства Франкфурт-2013 предлагает еще более зеленые, еще более гибридные и совсем электрические автомобили - план по спасению мира от загрязнений и экономии энергетических ресурсов надо выполнять. Для нас все эти автомобили пока не актуальны.

Электрических и гибридных машин в самом деле на салоне в избытке. Тут и гибридный Range Rover и Volkswagen Golf и электрический E-Up, и самый, пожалуй, значительный "зеленый" дебют - BMW i8, доведенный-таки до ума и производства автомобиль. А в шикарном индивидуальном и самом дальнем павильоне BMW как и на улице в качестве развозного автомобиля для журналистов суетились BMW i3 из когорты электрических супермини: машина очень странная и не похожая на то, что мы привыкли видеть под этой маркой. Такие времена, герр, сказал мне один стендист.

Немецкие марки на правах хозяев подели между собой пространство автосалона, разместившись в собственных павильонах. Открывается выставка огромным форумом Mercedes-Benz, под трехэтажным куполом с огромным в небо эскалатором которого автомобили кажутся поначалу подавленными пространством, а потом впечатляют своей массовостью и разнообразием, когда кажется, что кроме Mercedes других автомобилей в мире просто не существует. Бродишь, как завороженный и чувствуешь себя маленьким человечком в империи трехлучевой звезды.

Audi, как и обещала, построила свой город - перевернутый вверх тормашками мир, в котором все отражается многократно и теряется в зеркалах, нивелируя горизонты и точки опоры. Перебор с оформлением мешал смотреть автомобили и понимать что тут главное, а что второстепенное. А смотреть при этом было на что: ярко-красный концепт в стиле "ретро" Nanuk - суперкар с изменяемым клиренсом на огромных, как у кроссовера, колесах, ярко-желтый, похожий на американский маскл-кар концепт Sport Quattro, отдающий дань классическим Quattro 1980-х годов, который выйдет эксклюзивным автомобилем марки через пару лет, и множество бескомпромиссных "эрэсок".

Чуть поодоль, словно обнявшись за плечи как спортсмены перед боем, объединились под одной крышей бренды группы VW во главе с самой маркой - Porsche, Skoda, Bentley, Seat, Lamborghini, Bugatti. Каждая - со своим "словом".

И в самом конце (или начале? - как посмотреть, ведь войти на автосалон можно с двух противоположных концов) - павильон BMW, город с проложенной для электрического i3 трассой, по которой и бегали между изумленно взирающей на все публикой эти самые автомобильчики. Экспозиция разбилась на лаконичные дорожки под цифрами "8", "7", "6", "4", "3", "1". Здесь тоже хватало огромных экранов и прочей современной технологии. Противостояние Mercedes и BMW выразилось не только в полярном расположении экспозиции, но даже в том, что "веревочки" для бейджиков журналистам выдавали то черные "мерседесовские", то белые "бээмвэшные", деля публику по такому контрастному признаку. А VW каждый день с утра заботливо выставляла на входе каждому (!) входящему пакет с не хитрым набором перекуса: пачкой воды или сока, галет, десерта и прочих снэков. Между тем только журналистов на салон аккредитовалось не менее 80 тысяч.

Jaguar C-X17, одна из самых ярких концептуальных разработок

Но даже европейская пресса отмечает, что нынешний Франкфуртский автосалон - самый тихий и самый спокойный из всех когда-либо здесь проводимых, имея в виду под словами не только борьбу с шумами, выхлопами и мощностями моторов, но и более прямые смыслы этих выражений. А если оценивать резче и откровеннее, то как выразился один британский журналист, где все те новинки и разработки, которые нам обещали и которые мы давно хотим видеть?! Пустышки, шарики и видимости большой работы, которой на самом деле нет. Однако если быть не столь эмоциональным и взвешивать открывающийся автосалон трезво, то он не так уж и провален и пуст, как кому-то кажется, а, скорее, вполне ровный и обычный со всеми наборами необходимой атрибутики и уровня, которые позволяют сказать, что автомобильной шоу к Германии в целом удалось и даже что-то показало.

Не на руку автосалону сыграло то, что многие автопроизводители не удержались и заранее представили и предпоказали свои новинки, снизив тем эффект ожидания и новизны, - тренд, который набирает силу, и который мне совсем непонятен: зачем "продавать" заранее то, что призвано ударить молнией? Посмотрите подборку новостей на нашем сайте и вы увидите, что многое было известно заранее. Видимо автозаводы нервничают и не очень уверены в себе - вот и срываются "на постыдный галоп", вместо того, чтобы с достоинством чистокровного рысака держать положенный аллюр и паузу. Но что за брачная ночь, когда невесту уже хорошо знаешь?

Прообраз будущего X-Trail

Впрочем, российским автомобилистам кое-что все же будет интересно. Есть вполне практичные и очень качественные хэтчбеки Mazda3, есть полностью обновленная линейка Volvo, машин завтрашнего дня, стильный Hyundai i10 - отличная замена "Матизу" (правда, что-то "фордовское" появилось в облике этих корейских машин), изящные купе BMW4, вполне себе обаятельный и выглядящий много лучше своего нынешнего предшественника Nissan X-Trail, и просто красавец и вкусняшка Peugeot 308R, новый Kia Soul и универсал Hoda Civic, фактически реальный компакт-кроссовер Suzuki SX4. Кому-то по вкусу окажется Ford Ecosport (одно сочетание слов чего стоит) и не менее прелестный по сочетанию и исполнению VW Sportsvan, а также Skoda Rapid Spaceback - автомобили точно отвечающие конкретным запросам автомобильных "граждан". Уже есть новый, пухленький и "соленый", вкусненький как свежий брецель, Opel Insignia и "горка" качественных "сеатов" с индексом SC и ST...

Mercedes S Coupe

А если у вас есть хотя бы полмиллиона евро, то праздник души вам тем более обеспечен. В этой ценовой нише достижения науки, техники, прогресса, технологий смыкаются с совершенством пропорций и линий, и под эгидой высочайшего качества изготовления (все еще ручного, в основном, как и на заре автомобилизации) рождают нечто совсем потрясающее и захватывающее. Взять хотя бы новый Bentley Continental в исполнении "GT V8 S" в виде впечатляющего купе или не менее одиозного кабриолета (который видимо не случайно выводила на подиум очаровательная девушка - марка стремится захватить себе новых клиентов). Или не менее удивительное купе Mercedes S, при попытке понять которое (в смысле как оно создано и работает) даже продвинутые инженерные головы начинают закипать и лопаться. Или Porsche 911 Turbo в очередной своей генерации и фантастически красивый и нереально впечатляющей своей очевидной мощью и спортивностью 918-й Spyder за миллион евро (для нас) и от 645 тыс. - для европейцев.

Кому не хватает этого, есть еще Aston Martin Vantage S, Maserati Ghibli, Ferrari 458 Speciale, Lamborghini Squadra Corse, или Bugatti Veyron "Jean Bugatti" наконец.

Примечательно, что в ту же "степь", где доходы понадежнее и побольше, кинулись и массовые бренды. Ford для этого вспомнила свой бренд Vignale, машины с этим именем будут самыми дорогими и роскошными "фордами", на прототипе на базе Mondeo уже видны прошитые, как на Bentley, сиденья и тщательно подобранное дерево. О том, что марка была некогда люксовой-люксовой вспомнила и Cadillac. Другие пытаются достичь премиальности не столь откровенно. "Потребители хотят видеть в машинах больше премиальности и роскоши", - это мне говорили многие менеджеры автокомпаний.

На автосалоне проводится очень умная и правильная ценовая политика. Например, билет для специалистов и торговцев машинами стоит 45 евро. Для простых смертных в выходные (их выпадает по два - два раза) - всего 15 евро, а на два дня - 18 евро. В будни посетить выставку можно за 13 евро, а если придете в любой рабочий день после 15 часов - достаточно заплатить 8 евро. По 7,50 стоит студенческий и ученический билеты и 4,50 - льготный для посещения в особое дни и время. Инвалидам и детям - бесплатно. Иными словами, все должны иметь возможность посмотреть машины по своим средствам и возможностям. Однако рекорд посещаемости 1983 года, когда на автосалон пришли более 1,238 млн. человек, побить пока так и не удалось (прошлый посетили 928 тыс.).

Лучшим автомобилем этого салона, вопреки установившемуся в кулуарах выставки мнению, я бы назвал Mercedes GLA - за его практицизм и конкретику, за абсолютно точное попадание в цель, в запросы потребителей, и верную, точную красоту, особенно видя на примере других, как чертовски трудно рисовать удачными кроссоверы. За пунктуальную приверженность традициям марки и высочайшие технологии от Mercedes, предложенные пользователю компакта без утайки.

Volvo Concept Coupe - самый красивый автомобиль салона. Porsche 918 Spyder - само совершенство. А лучший по смелости подхода и откровенности решения концепт - Lexus LF-NX: в нем абсолютно точно угадываются контуры будущего автомобиля.

"Франкфурт" - как всегда, проходит на немецкой волне оптимизма и веры в будущее. Из него ясно одно: автопром пытается жить и выживать как может и насколько ему позволяют текущие возможности и покупатели его творений. Выставка продлится до 22 сентября. И затем вся эта братия с радостью двинет на самый лакомую для себя часть мира - в Китай.