Госдума в первом чтении приняла законопроект о снятии гарантии утилизации машин производимых на территории РФ.

Таким образом, документ, если будет окончательно принят, обяжет всех автопроизводителей платить утилизационный сбор. То есть помимо российских компаний, утилизационный сбор будут взимать с автомобилей, ввозимых с территории Казахстана и Белоруссии, а также с машин, помещенных в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны (зона, в которой товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налогов). Таким образом, все компании, в том числе и те, которые ввозят в Россию транспортные средства из за рубежа, и те, кто их на нашей территории производит, будут платить утилизационный сбор на равных условиях.

Тем не менее правительство рассматривает систему мер, направленных на поддержание отечественных автопроизводителей. Утилизационный сбор был введен в России 1 сентября 2012 года. Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей. Эта сумма в дальнейшем умножается на специальный коэффициент, который может изменяться, в частности, в зависимости от возраста транспортного средства. Гарантийные обязательство по утилизации старых автомобилей после этого взяли на себя «АвтоВАЗ», «Группа ГАЗ» и «Соллерс».

Однако страны-участницы ЕС намерены были подать на Россию в суд ВТО из-за перекошенного утилизационного сбора. Европейские чиновники отметили, что проблема заключается не в самом сборе, а именно в том, что компании, производящие автомобили в РФ, его не платят. При этом российские власти сообщили о возможности отмены механизма гарантий утилизации задолго до заявлений стран ЕС – в феврале.