Но в моем случае, речь, как выяснилось, шла не о дизеле, а о 1,5-литровом Skyactiv-G. Этот мотор в отличие от 2,0-литрового собрата мне нравится существенно больше, причем, как сам по себе, так и в составе силового агрегата с 6-ступенчатой АКП, которую по слухам «срисовали» с коробки Aisin от прежнего поколения MX-5. В прошлом году автоматическая Mazda3 с полуторным мотором месяц была в редакции. Поездили все – и на работу, и на дачу, и за границу. Средний расход – 7,3 л/100 км. Кому ни рассказываю, никто не верит. Впрочем, упомянутое приглашение на Mazda3 с «мотором объемом 1,5 литра» было принято для того, чтобы сформировать новые впечатления: на российский рынок только-только поступила версия с ручной коробкой.
Вместе с новой модификацией я впервые «ощупал» и комплектацию ActiveSport без мультимедийной системы, а, стало быть, и без 7-дюймового цветного сенсорного экрана и ротационно-нажимного джойстика к нему. Вместо «телевизора» на центральной панели установлен блок ручного управления «музыкой» с однострочным монохромным дисплеем, а вместо селектора ММС – углубление для мелких вещей. Мне такой аскетизм – в самый раз. Куда важнее, что в этой версии имеются превосходные сиденья с плотным, упругим верхним слоем, с продольным профилем, как нельзя лучше подходящим под вертикальную посадку, и выраженной поддержкой не только спинки, но и подушки. Имеется и поясничный подпор – с механической регулировкой в одном направлении и узким диапазоном. Это лучше, чем ничего, мне он пригодился даже в коротких тестовых поездках, а в дальний путь без него я бы не поехал.В первом квартале 2015 года в РФ продавались Mazda3 производства 2014 года. Начиная с января, объемы падали по мере того, как пустели склады. В январе было продано 856 машин, в апреле – только 4, в мае – 0. С июня, когда из Японии начали поступать свежие образцы, «трёшка» пошла в гору и, судя по динамике за третий квартал, к концу года может приблизиться к Mazda6, идущей на втором месте. На первом – кроссовер CX-5 с большим отрывом: с января по сентябрь продано 13 608 шт.
Однако, неужели с 1,5-литровым мотором может понадобиться боковая поддержка, ведь и 2,0-литровая «трешка» с АКП была далека от тех MPS, за которые мы так любим Mazda? Но именно ручная коробка в 6 ступеней будит таланты двигателя, дремавшие на исполнении с АКП. Единственная, пожалуй, моя претензия к 1.5 Skyactiv-G – очень медленный набор оборотов. Это «оборачивается» интересной особенностью: при торможении ступенями электронная шкала цифрового тахометра так же медленно «пустеет», как и «наполняется» при разгоне, от этого приходиться куда чаще задействовать и педаль тормоза.
С учетом того, что набор скорости резко падает уже после 5000 об/мин, на этой отметке можно смело повышать ступень, не дожидаясь, когда коленвал раскрутится до «красных» 6500 об/мин. Динамикой разгона новая для российского рынка модификация «трёшки», увы, не поражает, однако, поддерживая двигатель в зоне средних оборотов – от 3500 об/мин до 5000, можно и на магистрали пробираться по потоку, и получать удовольствие от скоростного маневрирования на извилистых дорожках. При этом «трешка» и на прямой стоит – не сдвинешь (по крайней мере до 180 км/ч возмущения воздуха от обгоняемых фур не оказывают на машину совершенно никакого влияния), и дугу под газом на высоком моменте проходит почти идеально, и не теряет траекторию при экстренном торможении. В последнем случае не требуется даже малейшая корректировка рулем, можно отпустить баранку и Mazda оттормозится как по струнке. Отмечу, что в данном случае речь не о российских магистралях, а о сербских, близ Белграда, которые не отмечены колейностью, да и качество асфальта на них – почти немецкое.
Для активной езды с маневрированием совершенно нет нужды судорожно прыгать со ступени на ступень. Мотор хотя и слабосильный, но инженеры придали ему небезынтересный характер: возникает такое ощущение, будто ему помогает крыльчатка с очень малым давлением наддува, чутко реагирующая на малейшую работу с газом. То есть по сравнению со среднестатическим безнаддувным агрегатом близкого объема, этот обладает лучшими запасами тяги, но, вне всякого сомнения, чем активнее желает ехать водитель, тем острее он буде ощущать недостаток ньютон-метров, про разгон и речи нет: «трёшка» раскрывается лишь при раскрученном моторе.
Фото: При стационарной скорости 100 км/ч и двоих взрослых в салоне Mazda3 1.5 6MT дает вполне умеренный расход - всего 5,5 л/100 км
Коробка – сама прелесть. Я бы лишь слегка увеличил передаточное число первой ступени. Механизм переключения – четкий, избирательный, при этом включения передач происходят без излишнего усилия. А вот педаль сцепления лучше прожимать до конца, хотя на высоких скоростях можно переключатся и в полхода, но если чуть не довести ногу, коробка тут же ответит предупреждающим лязгом синхронизаторов. По сравнению с автоматической версией ручная дает на 1,5 л/100 км меньший расход в комбинированном цикле, да и в стационарных режимах чувствуется разница. При движении со скоростью в 100 км/ч бортовой показывает всего 5,5 литра. Активное бессветофорное вождение увеличивает аппетит на 2 литра, что, согласитесь, более чем умеренно. Обкатать машину в городе с целью получения устойчивых показателей расхода у меня возможности не было, но, уверен, вышло бы не выше 7,5 л/100 км, по крайней мере, при отсутствии пробок.
Часть нашего теста проходила на небольшом сербском полигоне Navak, где имеются две горки с 30-процентным уклоном. Подъем у первой – с гравийным покрытием, у второй – уложен деревянными шпалами. Местный инструктор порекомендовал от греха подальше сперва взять препятствие задним ходом – я отмел предложение, так как «проценты» далеки от экстремальных. После этого он предостерег меня от резкого открытия газа посреди горки и вылез из машины. «Трёшка» совершенно беспроблемно и по нескольку раз взяла оба подъема, правда, заезжал я не с места, а небольшим ходом, на половину прожав акселератор. В общем, слабый мотор ограничивает область применения «трёшки» весьма несущественно.
Еще одна небезынтересная позиция, на которую я обратил внимание. Прежде я был уверен, что маховик двигателя современных «механических» бензиновых Mazda3 непременно должен быть двухмассовым (Skyactiv, передовые технологии, тра-ля-ля). Однако, решил все же уточнить этот момент у Томаса Роте, технического директора российского отделения Mazda. Томас ответил, в том духе, что «мы – не немцы, ни один механизм без нужды не используем, стараясь достичь требуемых характеристик простыми методами». Что это значит для рядового пользователя? Что ручную «трёшку» можно смело отдать подруге. Даже если та в короткий срок спалит сцепление, мужчина «попадет» только на ведомый диск и заменяемую с ним мелочевку, в то время как более «прогрессивный» автомобиль заставил бы хозяина раскошелиться еще и на дорогущий двухмассовый маховик.
Попутно с 2,0-литровой Mazda3 из России выбыла и комплектация Supreme, поэтому вместо тахометра, размещавшегося в центре комбинации приборов, на всех нынешних «трёшках» – спидометр. Для «автоматчиков» этот факт большого значения не имеет, но у людей, сознательно выбирающих ручную коробку, вызовет решительный протест, ведь пользоваться электронной шкалой, размещенной слева от «будильника» нет совершенно никакой возможности…