Удивительно, но социо-культурная атмосфера в американском обществе 1960-х годов благоприятствовала возрождению моды на длинные капоты. Так, с 1963 по 1965 год GM построила несколько масштабных моделей и полноразмерный ходовой макет-демонстратор отделения Cadillac на шасси с 12- и 16-цилиндровыми двигателями. Известно, что появлению серийного автомобиля предшествует постройка большого числа экспериментальных образцов, масштабных и полноразмерных макетов. Сколько же создается графических изображений и скетчей, никто никогда не подсчитывал. Это неудивительно, ибо рождение нового автомобиля – процесс длительный и многодельный, в котором разработка стиля занимает не последнее место.
Да и остановиться на каком-то решении всегда легче, если есть выбор. Как правило, все построенные прототипы, кроме одного везунчика, обречены навсегда остаться пластилиновыми или стеклопластиковыми изваяниями с неоткрывающимися дверями. Вот и в клуб «Высшая лига» Америки попадали стилевые концепты, построенные к выставкам-салонам, на которых проверялись на реакцию потенциального потребителя новые направления моды, «автомобили мечты», что создавались специально для шоу «Моторама» General Motors по указаниям великого гуру американского автодизайна, мечтателя и шоумена Харли Эрла (Harley Earl). Позже, в 60-е годы, традицию удивлять и делать автомобиль мечтой с блеском продолжил его идейный последователь и ученик Билл Митчелл (Bill Mitchell).
Шоу «Моторама» колесили в 50-е по всей Америке подобно бродячим циркам «шапито», собирая сотни восторженных зрителей и просто ротозеев и зевак. На этих представлениях были взращены тысячи «новых американцев», которые до сих пор предпочитают блеск стиля и эффектную внешность разумной и рассудительной целе-сообразности автомобиля как средства транспорта. Естественно, что значительное число концептуальных разработок стиля принадлежит крупным фирмам – таким, например, как General Motors, чье руководство во все времена выделяло немалые средства на проекты, которые, на первый взгляд, могут показаться безрассудными. Все это в первую очередь касается серии концептов отделения Cadillac, которые были построены в начале 60-х в расчете на 12- и 16-цилиндровые двигатели.
Автомобили, в двигателях которых число цилиндров превышало восемь, были экзотикой во все времена. Исключения составляли лишь спортивные европейские марки Ferrari, Bugatti и Maserati, которые занимались многоцилиндровыми двигателями давно и традиционно для гонок. В Америке за период после Второй мировой войны лишь один концерн Chrysler отважился на применение экзотического V10, вокруг которого была спроектирована эпатажная модель Viper. Однако стоит вспомнить, что в далекие 50-е годы Cadillac cоздавал стиль своих серийных моделей во многом благодаря концептам, построенным именно под 12- и 16-цилиндровые моторы. А в 30-е годы автомобилей серии V16 Cadillac выпуcтил свыше двух тысяч. Это был прорыв, который оказался не под силу ни Packard, ни Lincoln, которые освоили производство лишь 12-цилиндровых моторов. Неудивительно, ведь такие автомобили были очень дороги и в производстве, и в эксплуатации, что ограничивало их распространение на рынке. Дополнительным ударом по популярности многоцилиндровых моторов стало появление высокооктанового бензина. Но рост благополучия и безоблачность жизненного оптимизма 60-х вновь реанимировали эту тему.
В 1955 году пионером послевоенного использования многоцилиндровых монстров стала фирма Packard, связывавшая с ними свою последнюю надежду на выживание. Не помогло... В 60-е годы довольно неожиданно аналогичные работы с дизайном для V16 начинает отдел стиля GM, пробуя соединить последовательно два двигателя V8 Сhevrolet, чтобы получить вожделенную мощь и размер V16. Однако, по признанию Чака Джордана (Chuck Jordan), руководившего в то время службой стиля Саdillac, «вся эта суета» более походила на поиски новой пластической выразительности обычных серийных автомобилей, чем на стремление всерьез возродить двигатели V16. Не все идеи удалось довести до изготовления демонстрационного полноразмерного прототипа. Большинство из них остались в макетах-четвертушках (от натуры), другие – в многочисленных эскизах. Начало этой программе было положено в 1961 году, когда команда Митчелла изготовила масштабный макет Cadillac, передняя часть которого спустя два года была использована в дизайне серийной модели Sixty-Two.«Вся эта суета» более походила на поиски новой пластической выразительности обычных серийных автомобилей, чем на стремление всерьез возродить двигатели V16
Автомобиль имел двухдверный кузов «фастбек» с довольно большими «килями», начинавшимися от дверей. Но главной его особенностью был, конечно же, гипертрофированно вытянутый капот, прикрывавший супермотор. Эта первая модель особенно была по душе Биллу Митчеллу, от мнения которого в GM зависело многое. Казалось, шансы на реанимацию многоцилиндровых моторов увеличивались с каждым днем. И чувствуя это, стилисты, что называется, «завелись» и создавали день ото дня все более и более фантастические образы суперкаров. Позже некоторые из стилевых находок воплотятся в серийные модели корпорации, однако очень деликатно, с учетом консервативного настроя традиционного потребителя марки. В период с 1963 по 1965 год было построено пять масштабных моделей и один полноразмерный макет 12- и 16-цилиндровых Cadillac. В 1963 году стилисты Митчелла парили над реальностью наиболее высоко: с их листов ватманской бумаги, что называется, «слетали» идеи, содержавшие новое виденье и «купе», и «тарги», и даже реликтовой «баркетты», классические основы которой не затрагивались, казалось, со времен пика итальянских кузовных ателье.
В 1965 году кому-то из руководства концерна идея постройки 16-цилиндрового Cadillac показалась очень реальной. И в этом же году строится полноразмерный стеклопластиковый макет, оставшийся в истории под названием ХР-840 Eldorado. Автомобиль вызвал шок необычайной пластичностью, которая несколько напоминала Corvettе 1963 года работы самого Митчелла. Поражало также гигантское лобовое стекло, заходящее на боковину, отсутствие передних стоек – их заменяла одна по центру и видеокамера вместо заднего окна. В рисунке этого концепта чрезвычайно остро ощущалась направляющая рука Митчелла с его неиссякаемой страстью отображать в автомобильной форме движение, которое действовало на него, словно красная мантилья тореодора на быка... При всей кажущейся эпатажности стиля концептов уже через три года в рисунке и пластике Buick проступят черты многоцилиндровых Саddy, и Riviera 1966 года будет нести в форме своего «носа» черты проекта 1963 года. Остается сожалеть, что американская идея применения 12- и 16-цилиндрового мотора полностью так и не использовалась. Однако зарекаться не будем, памятуя, что от Детройта ожидать можно всего, включая возврата к безрассудству под знаком V16, но все же согласитесь – очень грустно, что этих автомобилей так и не построили... Взгляните на иллюстрацию-реконструкцию, ведь истинный же Статус Арт!