Тут неизвестно с кого и начать… Такое собралось множество имен вокруг этого восхитительного дизайна. Среди них и менеджеры, и конструкторы, и стилисты, и даже гонщики. Но без энергетики и врожденного чувства стиля владельца фирмы — Эррета Лоббанна Корда (Errett Lobbann Cord) — всей этой роскоши мы бы не увидели. Его энтузиазму потеснить «Большую детройтскую тройку» могут позавидовать современные юго-восточные автопроизводители. Начав с должности продавца автомобилей, он вскоре стал владельцем таких фирм, как Auburn, Duesenberg, American Airlines, Lycoming, Checker… К началу Великой депрессии его активы составляли более 10 млн долларов, и онрешил вложить их часть в новое автомобильное производство. Так родилась марка его имени — Cord.
Стопроцентная уверенность Корда в том, что хороший автомобиль состоит из сплава достижений автоспорта и высокого стиля, заставила его привлечь к работе двух талантливых людей: конструктора Гарри Миллера (Harry Miller), известного своими переднеприводными автомобилями, построенными для побед на овале Indianapolis, и стилиста фирмы Marmon Алана Лими (Alan Leamy), слывшего поклонником европейских автомобилей Bugatti, что подчеркивало присущие ему передовые взгляды и отменный художественный вкус.
Так, Миллер на пять лет раньше Citroen создал переднеприводную конструкцию, Лими — абсолютно не похожий на других стиль американского автомобиля. Для начала, словно для разминки, в соавторстве с гонщиком Уэйдом Мортоном (Wade Morton) Лими разработал эпатажный Auburn Cabin Speedster с кузовом из алюминия, ставший первым американским опытом в автоаэродинамике. Точно неизвестно, в какой степени Лими принадлежал дизайн марки Duesenberg, но полагают, что он имел отношение к созданию рисунка знаменитой облицовки радиатора серии J и линии передних крыльев этой модели.
Автомобилем, стиль и дизайн которого Лими контролировал полностью, стал переднеприводный Cord L-29, в дизайне которого компромиссность автомобильной натуры проявилась полностью. Передний привод и перевернутый задом наперед двигатель продиктовали сильное смещение основного объема кузова назад относительно передних колес. Так родилась выразительность силуэта.
Выступающая вперед коробка передач, прикрытая похожей на большую суповую тарелку овальной крышкой, «съела» 1/3 полезной высоты радиатора и ограничила доступ охлаждающего двигатель воздуха. Не помогли даже необычные «жабры», прорезанные в основании передних крыльев, — двигатель грелся. Еще автомобиль неважно держал дорогу и, чтобы корректировать курсовое «рысканье», водителю приходилось все время крутить тяжеленную баранку.
Алан Лими (Alan Leamy) (1902-1935),
Стилист-самоучка. Работал в студиях таких фирм, как Marmon, Auburn-Cord-Duesenberg, Fisher, GM (LaSalle)
Отсюда и относительно небольшая для тех лет максимальная скорость в 129 км/ч, которую автомобилисты просто не решались превысить. Но приоритетом оставалось эстетическое кредо Эрретта Корда, заключавшееся в убежденности, что автомобиль должен быть максимально низким. Оттого так выразительно плотно скомпоновано «лицо» L-29: фары втиснуты в пространство между корпусом радиатора и крыльями колес, а высота пробки радиатора понижена до технически возможного предела. Выглядело эффектно, но каково при этом «дышалось» двигателю?
Автомобиль продавался плохо, хотя был намного дешевле конкурентов. Неудачи усугубились финансовым крахом на Уолл-стрит. Сбыт не улучшился даже после расширения гаммы выпускаемых типов кузовов, снижения цен и привлечения модного автокутюрье — графа Алексея Сахновского из Hayes Body Co, создавшего на укороченном (3,5-метровом) шасси L-29 купе, которое в 1930 г. получило Grand Prix конкурса элегантности во Франции.
Несмотря на это, через два года производство остановили. Было построено всего 3468 машин, многие из них сегодня украшают коллекции. Это не так уж и мало, ведь подлинное произведение искусства не может быть доступно для всех. Правда, существует еще и промышленный дизайн, подлинным произведением которого является Cord L-29.