19 Ноября 2019, 14:22

Тут неизвестно с кого и начать… Такое собралось множество имен вокруг этого восхитительного дизайна. Среди них и менеджеры, и конструкторы, и стилисты, и даже гонщики. Но без энергетики и врожденного чувства стиля владельца фирмы — Эррета Лоббанна Корда (Errett Lobbann Cord) — всей этой роскоши мы бы не увидели. Его энтузиазму потеснить «Большую детройтскую тройку» могут позавидовать современные юго-восточные автопроизводители. Начав с должности продавца автомобилей, он вскоре стал владельцем таких фирм, как Auburn, Duesenberg, American Airlines, Lycoming, Checker… К началу Великой депрессии его активы составляли более 10 млн долларов, и онрешил вложить их часть в новое автомобильное производство. Так родилась марка его имени — Cord.


Cord L-29 Cabriolet на дилерской выставке в Чикаго после триумфа на конкурсах в Берлине и Праге

Стопроцентная уверенность Корда в том, что хороший автомобиль состоит из сплава достижений автоспорта и высокого стиля, заставила его привлечь к работе двух талантливых людей: конструктора Гарри Миллера (Harry Miller), известного своими переднеприводными автомобилями, построенными для побед на овале Indianapolis, и стилиста фирмы Marmon Алана Лими (Alan Leamy), слывшего поклонником европейских автомобилей Bugatti, что подчеркивало присущие ему передовые взгляды и отменный художественный вкус.


Такие плотные трафики на улицах Нью-Йорка наблюдались с начала 30-х годов. Длинные автомобили эту ситуацию лишь усугубляли…

Так, Миллер на пять лет раньше Citroen создал переднеприводную конструкцию, Лими — абсолютно не похожий на других стиль американского автомобиля. Для начала, словно для разминки, в соавторстве с гонщиком Уэйдом Мортоном (Wade Morton) Лими разработал эпатажный Auburn Cabin Speedster с кузовом из алюминия, ставший первым американским опытом в автоаэродинамике. Точно неизвестно, в какой степени Лими принадлежал дизайн марки Duesenberg, но полагают, что он имел отношение к созданию рисунка знаменитой облицовки радиатора серии J и линии передних крыльев этой модели.


… однако пересаживаться на подобное американцы категорически не желали

Автомобилем, стиль и дизайн которого Лими контролировал полностью, стал переднеприводный Cord L-29, в дизайне которого компромиссность автомобильной натуры проявилась полностью. Передний привод и перевернутый задом наперед двигатель продиктовали сильное смещение основного объема кузова назад относительно передних колес. Так родилась выразительность силуэта.


Акварель Лими на тему 2-местного кузова типа Le Mans Speedster, выполненного под влиянием стиля Bugatti T55

Выступающая вперед коробка передач, прикрытая похожей на большую суповую тарелку овальной крышкой, «съела» 1/3 полезной высоты радиатора и ограничила доступ охлаждающего двигатель воздуха. Не помогли даже необычные «жабры», прорезанные в основании передних крыльев, — двигатель грелся. Еще автомобиль неважно держал дорогу и, чтобы корректировать курсовое «рысканье», водителю приходилось все время крутить тяжеленную баранку.


Алан Лими (Alan Leamy) (1902-1935),

Стилист-самоучка. Работал в студиях таких фирм, как Marmon, Auburn-Cord-Duesenberg, Fisher, GM (LaSalle)

Отсюда и относительно небольшая для тех лет максимальная скорость в 129 км/ч, которую автомобилисты просто не решались превысить. Но приоритетом оставалось эстетическое кредо Эрретта Корда, заключавшееся в убежденности, что автомобиль должен быть максимально низким. Оттого так выразительно плотно скомпоновано «лицо» L-29: фары втиснуты в пространство между корпусом радиатора и крыльями колес, а высота пробки радиатора понижена до технически возможного предела. Выглядело эффектно, но каково при этом «дышалось» двигателю?


Cord L-29 Coupe, стиль которого создан графом Алексеем Сахновским. В 1930 г. автомобиль получил приз на Concourse d`Elegance в Париже

Автомобиль продавался плохо, хотя был намного дешевле конкурентов. Неудачи усугубились финансовым крахом на Уолл-стрит. Сбыт не улучшился даже после расширения гаммы выпускаемых типов кузовов, снижения цен и привлечения модного автокутюрье — графа Алексея Сахновского из Hayes Body Co, создавшего на укороченном (3,5-метровом) шасси L-29 купе, которое в 1930 г. получило Grand Prix конкурса элегантности во Франции.


Особенности переднеприводной компоновки и перевернутого задом наперед двигателя определили пропорции и низкий протяженный силуэт автомобиля

Несмотря на это, через два года производство остановили. Было построено всего 3468 машин, многие из них сегодня украшают коллекции. Это не так уж и мало, ведь подлинное произведение искусства не может быть доступно для всех. Правда, существует еще и промышленный дизайн, подлинным произведением которого является Cord L-29.