1 Июля 2019, 13:30

10 место

ГАЗ-24-12, 1991 год


19 400 руб.                       / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 0,29 /

Три с лишним десятилетия «Волга» оставалась пределом мечтаний простого советского человека. И цена мечты, разумеется, все росла и росла: 5600 рублей в 1964-м, 9000 в 1970-м, 9800 в 1979-м… Высшей точки она достигла в начале 1991 года, когда 7-местный универсал 24-12 на базе седана модели 24-10 стоил почти 20 тысяч. По официальному курсу за доллар тогда отдавали 56 копеек, по коммерческому курсу Госбанка – 1,75 руб, а на чёрном рынке – 30–33 рубля. По коммерческому получается $11 086, тогда как Fleetwood 60 Special стоил в 1991-м $38 325 – и на треть бы от «Кадиллака» не хватило.

ГАЗ-24-12, 1991 год


9 место

«Шевроле-Блейзер», 1997 год


$39 400                       / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 0,88 /

Попытка наладить в Елабуге производство американского рамного вседорожника весной 1997-го захлебнулась через два года. На недостроенном тракторном заводе из привезенных из Бразилии машинокомплектов собрали меньше четырех тысяч машин. Не удивительно, ведь стоили они совершенно неадекватных денег: за $22 000 вы получали заднеприводный автомобиль со 106-сильным двигателем и механической коробкой передач – нонсенс! Для большинства наших соотечественников это было непомерно дорого, а для тех, у кого имелись средства, Chevrolet Blazer оказались слишком незатейливыми и непрестижными. Между тем, полноприводный вариант стал самой дорогой из отечественных моделей 1997 года – добавив самую малость, американец смог бы купить топовый Cadillac Seville STS за $44 995.

«Шевроле-Блейзер», 1997 год


8 место

«Лесснер», 1908 год


8000 руб.                       / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 1,15 /

На первой автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в мае 1907 года «АО Машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода Г.А. Лесснер» получило Большую императорскую медаль «За организацию автомобильного производства в России». Через пару месяцев в гараже, обслуживавшем царский двор, появился зеленый лимузин «Лесснер 32 л.с.». А 13 января следующего года министерство двора оплатило счет на восемь тысяч рублей за «грузовоз Лесснера». Это была очень большая по тем временам сумма, эквивалентная $4124, а 4-цилиндровый Cadillac модели H с 2-дверным 6-местным закрытым кузовом можно было купить в Штатах за $3600. Между тем грузовики петербургский завод не строил с нуля, а закупал готовые шасси в Германии у «Даймлера». Иногда на них устанавливали собственные двигатели (но тоже выпущенные по лицензии того же Daimler), иногда использовали немецкие моторы. Тем не менее, «отверточные» автомобили стоили порой дороже тех, что привозили из-за границы напрямую. Не удивительно, что дорогущие «Лесснеры» не пользовались особым спросом, и в 1909-м немцы разорвали соглашение.

«Лесснер», 1908 год


7 место

«Руссо-Балт-С24-40», 1913 год


7500 руб.                       / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 1,19 /

До Октябрьского переворота автомобиль оставался в России абсолютной роскошью – позволить себе личный «мотор», как называли их тогда, могли только очень богатые люди. К примеру, учитель гимназии или «шофер 1-го разряда» получал 100 рублей в месяц – очень неплохое жалованье по тем временам, когда на эти деньги безбедно существовали неработающая жена, дети и прислуга. Но потратить на покупку «бензинки» шесть с лишним годовых окладов ни учитель, ни шофер, ясное дело, не решались. Именно во столько обошелся императорскому гаражу лимузин, собранный на Русско-Балтийском вагонном заводе – самая дорогая из тогдашних легковых моделей отечественной марки. Ведь стоила она заметно дороже Cadillac model 4 с 4-дверным 7-местным закрытым кузовом – $3866 против $3250. С тех пор рижская фирма стала поставщиком двора его величества, и на пробку радиатора «Руссо-Балта» водрузили маскот в виде имперского двуглавого орла.

«Руссо-Балт-С24-40», 1913 год


6 место

ЗиМ-М12, 1949 год


40 000 руб.                       / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 1,46 /

Сразу после войны… Точнее, не то чтобы сразу, а 16 мая 1947-го, когда вышло соответствующее постановление Совета министров СССР, в Москве и Ленинграде разрешили продавать автомобили частным лицам. На «Москвич» назначили цену в 9000, на «Победу» – 16 000 рублей. Средняя зарплата рабочих и служащих составляла тогда 442 рубля, а секретари ЦК ВКПб и зампреды Совмина получали 8 тысяч. И если первые при условии ударного труда (приоритетное право на покупку предоставляли передовым рабочим и инженерам, особо заслуженным деятелям науки и искусства) могли претендовать на 401-й «москвичок», то вторым «Победы» было явно мало. Вот тогда-то, в мае 1948-го горьковскому Заводу имени Молотова и дали задание разработать машину побольше и посолиднее. Так появился ЗиМ с несущим 6-местным кузовом и 6-цилиндровым форсированным мотором от грузовика ГАЗ-51. В свободной продаже его не было, и все же для самых заслуженных цена существовала. И весьма высокая – по официальному курсу в 5,3 рубля за доллар она составляла $7547, в то время как в Штатах Cadillac 75 Fleetwood стоил в 1949-м $5170.

ЗиМ-М12, 1949 год


5 место

«Аурус-Сенат», 2019 год


12 000 000 руб.               / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 1,90 /

Мы, признаться, думали, что «новый русский лимузин» поднимется в нашем рейтинге гораздо выше. Возможно, так оно и случится, когда машина, наконец, поступит в продажу. Но сейчас цена седана «Сенат-S600» с 598-сильным двигателем несколько туманно ограничена рамками 10-12 млн рублей. По нынешнему курсу это составляет $190 325, а топовый Cadillac Escalada в Штатах продается за $100 295. Ясно, что 7-тонный президентский «Аурус-Сенат-L700» в разы дороже обычного «Сената». Однако сколько именно стоит автомобиль для Путина, официальные источники не раскрывают. И правильно, не при царе, чай, живем – это траты императорской фамилии, в том числе и расходы на закупку и содержание царских автомобилей, становились достоянием общественности. Теперь же можно лишь гадать: если, скажем, «Аурус» президента России вдвое дороже серийного, «в кадиллаках» он сравняется с «Делоне-Бельвиль» его императорского величества, если втрое, обгонит брежневский ЗиЛ.

«Аурус-Сенат», 2019 год


4 место

ЗиС-110, 1955 год


87 000 руб.                       / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 3,40 /

Эти машины не продавали никому. Оснащенные 140-сильным V8 лимузины использовались только в качестве транспорта для партийной и государственной верхушки, а также в виде автомобилей «скорой помощи» и маршрутных такси. Однако существовала на ЗиС-110 закупочная цена, по которой автопредприятия приобретали машину у Завода имени Сталина, перечисляя безналичные деньги. Понятно, что она была гораздо ниже той, по которой автомобиль могли бы продавать частным лицам. И все же ее можно использовать как ориентир. Потому как по тогдашнему курсу это было $21 750, а 8-местный Cadillac 75 Fleetwood обошелся бы почти в три с половиной раза дешевле – $6402. И еще не забудем о созданном на базе 110-го броневике ЗиС-115, он ведь был еще дороже. Но о цене той машины и вовсе говорить не приходится – за истинные цифры, наверное, могли и расстрелять…

ЗиС-110, 1955 год


3 место

Delaunnay-Belleville-70 S.M.T, 1909 год


22 604 руб.                       / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 3,88 /

Первые две машины мало известной даже у себя на родине паровозостроительной фирмы «Делоне-Бельвиль» Николай II приобрел в 1906 году, потратив на них колоссальную сумму в 31 816 золотых рублей. По тогдашнему курсу это было $16 400, а «Кадиллак» в Штатах стоил три тысячи максимум. Очевидно, не обошлось без посредничества ушлого флигель-адъютанта графа Орлова, посоветовавшего доверчивому императору «знаменитую марку». Уже через три года понадобились новые «Делоне-Белльвили», и за каждую из специально сконструированных машин модели 70 SMT (аббревиатура означала «Его величество царь») пришлось заплатить еще больше – по 22 604 рубля. Только «за плэды и механические складные ступеньки к 6-цилиндровому автомобилю» 13 марта 1909 г. петербургской фирме «Иван Брейтигам» отписали 435 рублей. Получается $11 651, почти вчетверо дороже самого дорогого из тогдашних «Кадиллаков» – model 30 с 2-дверным 7-местным закрытым кузовом продавали за $3000. Но причем здесь отечественные модели? А дело в том, что на заводе в Сен-Дени автомобили не выпускали! Из Франции в Петербург везли только двигатели и коробки передач, кузова заказывали французскому ателье «Келльнер и сыновья», шасси и вовсе закупали в Германии. А собирали императорские лимузины и фаэтоны у нас, на петербургском заводе Людвига Нобеля.

Delaunnay-Belleville-70 S.M.T, 1909 год


2 место

ЗиЛ-4104, 1978 год


120 000 руб.                     / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 4,16 /

Угар застоя. Советские люди годами стоят в очередях на «Жигули» по 5100 и «Москвичи» за 4997 рублей. Половина наших легковушек идет на экспорт, гости из республик Закавказья и Средней Азии перекупают выигрышные лотерейные билеты и гонят из Москвы и Ленинграда «Волги». В это время Завод имени Лихачева подготовил к выпуску роскошный лимузин с 315-сильным мотором (у «Волги» 95 л.с., у «Запорожца» 45 л.с.), автоматической коробкой передач, кондиционером и электростеклоподъемниками. Салон собранной вручную машины украшали шпоном карельской березы, отделывали в соответствии со вкусом каждого конкретного заказчика, кузов окрашивали в 15 слоев краски и лака. Ясно, что предназначались такие суперавтомобили не для простых смертных, ездить на них могли лишь члены Политбюро. Однако государственная закупочная цена на ЗиЛ-4104 существовала – в пересчете на тогдашний доллар она составляла $84 720. На эти деньги в 1978-м за океаном можно было купить четыре Cadillac Fleetwood Limousine по $20 363 каждый. Еще бы и сдача осталась.

ЗиЛ-4104, 1978 год


1 место

МАЗ-525, 1955 год


262 000 руб.                   / Сколько стоит в «Кадиллаках» - 10,23 /

Неожиданный победитель, не правда ли? Тем не менее, факт остается фактом – «в кадиллаках» могучий карьерный самосвал Минского автозавода с 300-сильным танковым дизелем получается самым дорогим. Ведь в пересчете на тогдашние доллары его закупочная цена составляла $65 500 – в десять с лишним раз больше Cadillac 75 Fleetwood с 8-местным кузовом 1955 года, который стоил $6402. Между прочим, за 14 лет серийного производства в Минске и Жодино собрали более шести тысяч машин. Силачи грузоподъемностью 25 тонн трудились на всех крупнейших стройках Советского Союза и даже помогали возводить Асуанскую плотину в Египте.

МАЗ-525, 1955 год



Наша автомобильная история: Самые-самые [Содержание]