20 Декабря 2021, 15:05

Где искать и как добыть
То-Чаво-Не-может-быть?
Ведь его ж на свете нету,
Сколько землю ни копыть…

Леонид Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

То-чаво-на-белом-свете-вообче-не-может-быть!

В последние пару лет автомобильные фирмы словно соревнование устроили. «Достижение углеродной нейтральности к 2050 году является главной целью группы Renault». «Kia Corporation объявляет о намерении достичь углеродной нейтральности к 2045 году». «Volvo Cars будет стремиться достичь климатической нейтральности к 2040 году». И так далее и тому подобное. Даже для машин «Формулы-1» разрабатывают углеродно-нейтральное топливо. Но что такое «углеродная нейтральность»? Они что, всем коллективом дышать перестанут?

Нет, конечно. Пока нет. Пока речь идет о том, чтобы перевести все свои заводы и все выпускаемые автомобили на углеродно-нейтральное топливо. То есть, если верить Википедии, «топливо, которое не вызывает чистых выбросов парниковых газов или углеродного следа».


Завод по переработке углекислого газа компании Carbon Recycling International в Гриндавике, Исландия, с 2011-го производит топливо на основе метанола из дымовых газов электростанции Сварценги. Но при максимальной мощности 5 млн литров он выпускает только 2 млн литров в год

Что такое парниковые газы? До 95% в них составляет водяной пар, остальное — метан, озон и углекислый газ. Доля последнего в атмосфере Земли достигает примерно 0,04%. Но именно СО2 апологеты гипотезы о всемирном потеплении почему-то объявили главным врагом загибающейся планеты. Ведь человечество выбрасывает в атмосферу по 30 млрд тонн углекислого газа в год. И неважно, что вклад этот не превышает 5% от естественных выбросов СО2. Землю надо спасать. Но как?


В принципе, улавливать выхлопные газы можно и прямо в автомобиле. Правда, конструкцию двигателя придется изрядно модернизировать

Прежде всего — забыть, что 46% «углеродного следа» оставляет энергетика, то есть сжигание мазута и угля на электростанциях в процессе выработки электричества. Потом отбросить 19%, за которые в ответе промышленность — сталелитейная, строительная, нефтехимия. И сосредоточиться на автомобилях. К примеру, предписав их двигателям работать на топливе, которое можно производить из… диоксида углерода. «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет!» — как говаривал персональный водитель товарища Саахова.

«Запиши себе названье, чтобы в спешке не забыть!»

Гениальная идея, не правда ли? Вообще говоря, углеродно-нейтральные топлива бывают двух видов. Синтетические — те, что получают путем химического гидрирования диоксида углерода. И «биотопливо», которое производят с использованием естественных процессов потребления CO2, таких как фотосинтез.

Начнем с последнего. Углекислый газ используют микроводоросли как раз в процессе фотосинтеза. Греясь на солнышке, эти одноклеточные работяги преобразуют СО2 в углеводы и жиры. Которые и служат сырьем для биотоплива, такого, к примеру, как этиловый спирт. Представляете, какая прелесть — даже если при его сжигании в атмосферу будет выбрасываться углекислый газ, само топливо можно с полным правом назвать углеродно-нейтральным. Если, конечно, в целом поглощалось столько же СО2, сколько выделялось при сгорании.


В немецком Верльте Audi построила завод по производству сжиженного природного газа с нулевым выбросом углерода для A3 Sportback g-tron. Завод может извлекать из атмосферы 2800 тонн CO2 в год

И все было бы чудесно — разводить фитопланктон можно в бетонных бассейнах практически где угодно и не забывать постоянно перемешивать биотопливный бульон, — если бы не цена. Стоит литр такого «углеродно-нейтрального» спирта три бакса. Понятно, что желающих разводить водоросли не так много.

А вот сам спирт прижился. Скажем, в Бразилии на этаноле давно ездят автомобили. Получают его там преимущественно из сахарного тростника, а в США — из кукурузы. Вместо того чтобы людей кормить. Или скот. Вы помните никулинского Балбеса: «Пол-литра? Вдребезги? Да я тебя…» Тем не менее в прошлом году в мире было выпущено 200 млрд литров этанола. Только в процессе в атмосферу выбросили более 100 млн тонн углекислого газа. Такая вот биоэнергетика, понимаешь…

«Извиняемся, хозяйка, энто дело не про нас!»

Итак, с биотопливом пока не складывается. Значит, остается синтетическое. В принципе, из углекислого газа можно получить все что угодно: бензин, керосин, водород, аммиак, метан, диметиловый эфир, муравьиную кислоту… Нужны только высокие температуры — 200-300 °С — и давление в 20-50 бар. И, разумеется, огромные деньги. Поэтому «технологии, обеспечивающие отрицательные выбросы, в настоящее время не являются экономически конкурентоспособными». Зато, добыв, скажем, водород из полученного искусственным путем СО2, изготовив из него метанол добавлением опять же углекислого газа, заправив спиртом автомобиль и получив при сжигании воду и новый СО2, мы отфильтруем этот последний: вот вам самые настоящие отрицательные выбросы!


Все европейские заводы Volvo Cars на 100% используют электроэнергию из экологически чистых источников. А шведские заводы в Торсланде и Шёвде уже вышли на уровень полной климатической нейтральности

Да, процесс, конечно, архинепростой. Но ведь именно отрицательные выбросы и «считаются главным компонентом усилий по ограничению глобального потепления». А борьба с потеплением ведется на самом высоком уровне: вот недавно топ-26 в Глазго собирались, судили-рядили, как планету спасать будем. Короче говоря, «государственное дело — ты ухватываешь суть?», как говорил престарелый царь-батюшка Федоту-стрельцу, отправляя его куда подальше с безнадежным поручением.

Кроме того, выяснилась недавно еще одна тонкость. «Чтобы реализовать истинный потенциал электромобилей с точки зрения улучшения климата, необходимо значительно увеличить объем инвестиций по добыче экологически чистой энергии» — с таким призывом обратилась к мировым лидерам и поставщикам энергии, собравшимся на конференции ООН в Глазго, Volvo. Оказывается, забыть о тех 46 процентах «углеродного следа» от электростанций не получается. Ведь если перевести автомобили на электротягу, электроэнергии понадобится еще больше. И углеродный след… Правильно, увеличится.


Генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон: «Мы не можем воплотить в жизнь переход на транспорт с нулевым уровнем вредных выбросов в одиночку. Поэтому я очень рад, что здесь, в Глазго, я подписываю эту декларацию вместе с коллегами по индустрии и представителями правительств. Настало время по борьбе с изменением климата»

Вот что подсчитали шведы. Углеродный след кроссовера ХС40 с бензиновым двигателем за весь его жизненный цикл составляет 59 тонн. При зарядке электромобиля C40 Recharge «чистой энергией» выбросы CO2 снижаются до 27 тонн. Вроде бы красиво получается. Но если владелец будет заряжать C40 Recharge от обычной сети, то есть с использованием электроэнергии от традиционных источников (в объеме которой примерно 60% генерируется сжиганием нефти или угля), получится 50 тонн. Мало того, при производстве электромобиля выбросы на 70% выше, чем при выпуске бензинового ХС40, — из-за энергоемкого производства аккумуляторов и значительного увеличения доли алюминия в конструкции.

«Кабы схемку аль чертеж — мы б затеяли вертеж»

Значит, все разговоры о спасительной роли электромобилей были, мягко говоря, преувеличением? Но как оправдать гигантские траты, все эти миллиарды долларов, фунтов и евро, вложенных в последние годы в поголовный переход на электротягу? Списать в расход?

Ни в коем случае! Если уж начал блефовать, то надо идти до конца — это вам любой специалист по покеру скажет. Значит, будем добывать углерод и готовить из него «углеродно-нейтральное» топливо. Каким образом? Да хоть каким!


Если заряжать Mini Cooper SE от обычной сети, общие выбросы СО2 снижаются примерно на 36% в сравнении с бензиновым «Мини». И только если электроэнергия для зарядки получена из возобновляемых источников, этот показатель увеличивается до 70%

Самый экономичный способ — выбросы дымовых газов от сжигания ископаемого топлива: получается примерно по $ 7,5 за тонну. Правда, об углеродной нейтральности речи нет — углерод просто перемещается из геосферы в атмосферу. Извлечение углерода из морской воды — такие эксперименты американцы проводят на своих авианосцах — будет стоить около $ 50 за тонну. Из воздуха станет еще дороже — от $ 94 до $ 232 за тонну, потому как нужно использовать щелочи для реакции с СО2 и образованием карбонатов, затем их расщепить и гидратировать, чтобы высвободить чистый CO2 и регенерировать щелочь… Но зачем такие сложности, если есть УХУ?

Не подумайте дурного — это вполне нормативная лексика, аббревиатура означает «Улавливание и Хранение двуокиси Углерода». Методику разработали еще в начале двухтысячных: берется промышленное предприятие, которое выбрасывает особенно много всякой нечистой дряни, оснащается «улавливателями» СО2, который необходимо отделить от остальных выбросов и закачать под землю — на глубину до трех километров.


В ноябре 2019 года руководство «Формулы-1» приняло 10-летнюю программу, согласно которой в 2030-м чемпионат мира станет углеродно-нейтральным

Звучит диковато, не правда ли? И чем-то похоже на печально известную политику Большого скачка, когда Великий кормчий Мао заставил всех китайцев плавить чугун, чтобы обогнать Штаты. Но чего не сделаешь, чтобы планету спасти от страшного потепления. Можно даже начать надувать ее углекислым газом. И не подумайте, что этот «метод чистого надувательства» существует только на бумаге. К примеру, в Японии введена в эксплуатацию установка на базе нефтеперерабатывающего завода: собирают примерно 1100 тонн в год и страшно этим гордятся в программе «Зеленая Япония» на «Евроньюс».


Выбросы СО2 в мире, млн т

  • Энергетика — 10 539
  • Дорожный транспорт — 3847
  • Производство цемента — 932
  • Нефтеочистительные заводы — 798
  • Сталелитейная промышленность — 646
  • Нефтехимическая промышленность — 379
  • Биоэтанол и биоэнергетика — 91
  • Переработка нефти и газа — 50

Ну и для чего весь этот бред, спросите вы? Как для чего — а планета? А климат? Вот и читаем написанное черным по белому: «Помимо того что такие возобновляемые виды топлива являются углеродно-нейтральными, они могут снизить затраты на импорт ископаемого топлива и уменьшить зависимость от него. Дополнительным преимуществом может стать отсутствие необходимости перехода автотранспорта на электропривод или водородное топливо».

Для тех, кто не понял, объясним: мы вам разрешим ездить на автомобилях. Но не всем. А только тем, кто предъявит справку о том, что бензин или дизтопливо, залитое в его бак, правильное.

Да — и стоить оно будет, ясное дело, дороже.