18 Мая 2020, 14:18

Мы могли бы играть в кино. Карлос Гон

Такого не было даже в бурные 20-е и депрессивные 30-е годы прошлого века. В ноябре 2018-го в токийском аэропорту полиция арестовала руководителя одного из крупнейших автомобильных концернов мира. Про Карлоса Гона, спасшего от банкротства Nissan и создавшего альянс с Renault и Mitsubishi, складывали легенды и рисовали комиксы, называя «могучим гайдзином». И вдруг 65-летнего бразильца ливанского происхождения обвинили в воровстве миллионов и пригрозили засадить лет на десять. И тогда в канун нового, 2020 года один из самых успешных и уважаемых топ-менеджеров в истории автопрома бежал из-под домашнего ареста в футляре от контрабаса. Вот про что кино снимать, а не про упертого Бонда! Во всяком случае, видеоигра Ghone is Gone уже вышла.


Отдай по-хорошему? Дело «Рольфа»

На фоне затяжного спада продаж автомобилей в России дела крупнейшего отечественного дилера шли на удивление хорошо. Скажем, в 2018 году выручка группы компаний «Рольф» выросла на 27,5%, составив 229,7 млрд рублей. И 27 июня 2019-го в офис компании наведались люди в масках: основателя «Рольфа» Сергея Петрова обвинили в незаконном выводе средств за границу. Что стоит за делом бывшего депутата Госдумы Петрова, не скрывавшего своих оппозиционных взглядов, — политика или тривиальный рейдерский захват, покажет будущее. Вспомним только, что президент в свое время призывал «перестать кошмарить» лишь малый бизнес.



Взорванная безопасность. Подушки «Takata»

Первая жертва самовзрывающейся подушки безопасности — 18-летняя Эшли Пархэм из Оклахомы — умерла от ранений в шею в 2009 году. Но поистине всемирного размаха скандальная история достигла уже в новом десятилетии: 17 человек погибли, около 180 получили ранения. Оказалось, что на американских заводах японской фирмы использовались дешевые, но весьма взрывоопасные компоненты на основе аммиачной селитры. Изготовленные по такой технологии пиропатроны могут самопроизвольно взрываться с течением времени и при изменении влажности, температуры, давления. Вторым в мире по величине изготовителем эйрбегов всего было выпущено более 40 млн подушек повышенной опасности для автомобилей 19-ти марок. Убытки фирмы превысили $ 15 млрд, сама «Таката» в 2017-м обанкротилась и была продана китайской KSS. Но машины с «бомбами замедленного действия» продолжают колесить по дорогам всего мира.



Плохой хороший мотор. Дизельгейт

В сентябре 2015 года совершенно неожиданно выяснилось, что более 11 млн дизельных Volkswagen по всему миру выбрасывают в атмосферу в десятки раз больше всякой дряни, чем обещали апологеты таких моторов. Виноват оказался софт, занижавший во время тестов количество вредных газов. А принюхаться к выхлопу городского автобуса ни у кого раньше почему-то желания не возникало. Ценные бумаги VW в ожидании грандиозных штрафов в $ 18 млрд и иска акционеров на € 4 млрд резко подешевели, продажи снизились, головы руководителей полетели. Но главное, будущее дизельных моторов было поставлено под вопрос, а разного рода малограмотные «зеленые» кликуши еще громче заголосили о поголовном переходе на «экологически чистый» транспорт.



А ты не вреди! Система «Платон»

В сентябре 2014 года правительство России решило, что грузовики наносят вред дорогам, а поэтому их владельцы должны платить. Через год, потратив 29 млрд руб. на создание системы взимания платы (еще 10 млрд в год выделяют контролирующей платежи компании «РТ-Инвест»), «Платон» стали внедрять. Забастовки дальнобойщикам не помогли: тарифы неуклонно повышаются, стоимость перевозок растет, увеличиваются цены на товары и уменьшается число тех, кто хочет заниматься честным бизнесом. Зато растет прибыль отцов гениального «Платошы». Кого конкретно? «РТ-Инвест» наполовину принадлежит госкорпорации «Ростех», а остальные 50% у Игоря Ротенберга, сына Аркадия Ротенберга. Не исключено, что в новом десятилетии они распространят «Платон» на грузовики полной массой от 3,5 до 12 тонн. А там и до владельцев легковушек дело дойдет — ведь от нас с вами дороги тоже страдают.