Что бы ни говорили о мире, дружбе и жвачке – холодная война никогда не кончалась. Недоумки и русо фобы, а также питекантропыинтеллектуалы – в сторону. Я знаю, о чем говорю. Я служил в конце 1980-х годов. Человек отличается от обезьяны способностью анализировать. Интернет к вашим услугам – проанализировали? Молодцы! Танк Т-72 – лучший танк в мире! И точка!
Феномернальная надежность, простота эксплуатации и отличные огневая мощь, защищенность и подвижность стали визитной карточкой Т-72
Кстати, надо отдать должное американскому телеканалу Discovery, известному своими военными исследованиями: в одной передаче во главу топ-10 танков всех времен и народов они объективно поставили Т-34, а во второй, где рассказывали о семи лучших основных танках великих держав, первое место получил Т-72. Так что все не так уж плохо. Другое дело, что до истины докапываются единицы, а «Орбит» без сахара жуют миллионы. Т-72 при всех своих великолепных качествах – агрегат, вымученный, взрощенный, вскормленный и вылизанный коллективом нижнетагильского КБ.
По гиннесу. |
История производства Т-72 противоречива, полна некрасивых межзаводских дрязг и амбициозных заявлений. Впрочем, похоже, такая ситуация складывалась со строительством любого послевоенного танка. И не только танка. Как ни странно, процесс создания танка Т-72 начался с постановления Совета Министров СССР от 15 августа 1967 года «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для их производства», в соответствии с которым предусматривалось организовать серийный выпуск танков Т-64 не только на Харьковском заводе имени Малышева, но и на других предприятиях отрасли, в том числе и на Уралвагонзаводе, где в это время уже выпускался средний танк Т-62.
«Сбили с ног - сражайся на коленях, встать не можешь - лежа наступай!!!» (В. Ф. Маргелов, командующий ВДВ)
Принятие этого постановления было логически продиктовано развитием советского танкостроения в период 1950–1960-х. Именно в те годы высшим военно-техническим руководством страны была сделана безальтернативная ставка на танк Т-64, разработанный Харьковским КБ под руководством А.А. Морозова. Поясним. В СССР авторитет Александра Морозова, который работал еще с Михаилом Кошкиным над «тридцатьчетверкой», был громадным, и все, что он делал, почиталось руководством страны единственно верным.
Принижать достоинства и талант Морозова – дело неблагодарное. Тем более что для своего времени созданные им танки Т-54/55 и Т-64 были действительно выдающимися. Но современные достижения науки, научной мысли и вооружения диктовали новые правила ведения войн. После Великой Отечественной Морозов вернулся обратно в Харьков, а в Нижнем Тагиле осталось свое КБ. И у этого КБ был свой взгляд на танк будущего.
Вернемся к теме. В конце концов на вооружение Советской Армии в качестве основного танка приняли Т-64, который предписано было производить всем танковым заводам СССР – в Ленинграде, Омске, Челябинске, Харькове и Нижнем Тагиле. Но Т-64, к сожалению, на тот момент оставался сырым и недоделанным. И самыми слабыми его сторонами были двигатель, ходовая часть, механизм заряжания, а главное – стоимость.
«Вера, выйду на работу, буду делать новую машину. Такую сконструирую, что всем чертям будет тошно» (М. И. Кошкин, конструктор Т-34)
В танковой отрасли начались разброд и шатания. Несмотря ни на какие препоны, предписания и отсутствие денег, уральцы продолжали работу над Т-62. И добились своего! В 1967 году ВПК поручила нижнетагильскому КБ упростить конструкцию основного танка и снизить его себестоимость в два раза. Танк получил обозначение «Объект 172 Т-72 «Урал», и в 1973 году после войсковых испытаний машина была принята на вооружение. К слову, и тут еще все было довольно сыро и требовало доводки. Но любая техника, особенно военная, в процессе эксплуатации постоянно совершенствуется. Поэтому дальше пошли модификации.
В итоге у тагильцев получился другой танк. ДРУГОЙ! Ясное дело, в среде фанатов бронетехники есть ярые приверженцы разных танковых концепций, и у каждого множество неопровержимых доказательств своей правоты. Так вот, Т-72 кардинально отличается от Т-64. Корпус, башня, комплекс вооружения и управления огнем, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи, а также специальное оборудование в «семьдесят втором» другие.
Но главное, конечно, двигатель, за основу которого взят тот самый гениальный надежный дизель В-2 с «тридцатьчетверки», архимодернизированный до 730 л.с., усовершенствованный автомат заряжания пушки и… цена. Стоит ли говорить о количестве модификаций этого оружия? Я не считал, но, скорее всего, их больше сотни. Хотя формально этот танк снят с производства, но на его базе до сих пор строят удачные боевые машины и в процессе планового ремонта его модернизируют по самым современным канонам.
Тяжело в бою.
В 1991 году иракским танкистам было тяжело бороться с новейшими американскими танками, потому что стреляли они бронебойноподкалиберными снарядами ЗБМ9, снятыми с вооружения в Советской Армии еще в 1973 году, когда «Абрамсов» М1 и в проекте не было. Через год после войны в Персид ском заливе появились сообщения о странных болезнях у кувейтских детей. Оказалось, что дети играли в пустыне со снарядами из обедненного урана от 120-мм пушек «Абрамсов», которых в пустыне потом насчитали более 20 тысяч — это те снаряды, которые не достигли цели. А значит, на один уничтоженный иракский танк израсходовано от 5 до 40 таких снарядов. |
А уж оборудования современного навешать можно тонны. В опционном порядке. И статистика применения в вооруженных конфликтах по всему миру самого воюющего, самого массового танка говорит сама за себя. В жестких военных условиях эта боевая машина зарекомендовала себя настоящим «рабочим механизмом» войны. Феноменальная надежность, простота эксплуатации и боевого применения, отличные огневая мощь, защищенность и подвижность стали визитной карточкой Т-72 и семейства машин на его базе
А знаете, чем больше всего восхищаются натовцы в российском танке Т-72? Возможностью полевого ремонта, умеренным по сравнению с тем же «Абрамсом» аппетитом многотопливного мотора, ходовыми качествами, а также… боевым духом. Говорят – потрясающе: сидишь за рычагами этой мощной машины и ощущаешь себя настоящим мужчиной, настоящим воином. Сложности, видать, у бородатых женщин по этой части.