20 Мая 2015, 11:15

Голубой отравитель

Агитация за использование газа началась еще в 1970-х годах. Среди достоинств «голубого топлива» называли низкую цену, повышенный ресурс двигателя, более высокий КПД и уменьшение негативного влияния на экологию. На самом деле лихорадочный поиск альтернативы бензину спровоцировал конфликт на Ближнем Востоке. Но идея прижилась. Некоторые фирмы – к примеру, «Фольксваген», «Форд», «Рено» – даже запустили в серию модели, оснащенные газовым оборудованием. А в последнее время и наше правительство продвигает газ на уровне госпрограммы.

Снимок экрана 2015-05-01 в 23.18.13.png

Впрочем, в России «голубое топливо» не очень популярно: еще свежи в памяти 80-е годы, когда московские власти навязали транспортникам использование газа. Да и раньше, в 60–70-е, по улицам наших городов колесили грузовики с выкрашенными тревожной красной краской баками. Увы, небольшое количество заправок, сложность процесса заливки, необходимость дополнительного обслуживания оборудования, ограниченное использование при низких температурах и постоянный запах в салоне «газовых такси» сильно дискредитировали идею.

000!!5.jpg

Правда, экономия не дает покоя адептам «голубого топлива» – газ на 30-60% дешевле бензина и «солярки». Однако поскольку у нас применяется дешевое оборудование, откалиброванное на «богатую» топливовоздушную смесь, расход получается либо таким же, либо еще выше. Да и количество вредных веществ в выхлопе почти такое же. Но есть и еще один аспект, о котором мало кто знает. Для того чтобы почувствовать утечку газа, в него добавляют особое вещество-одорант – этилмеркаптан, обладающий ярко выраженным специфическим запахом и… токсичностью. В малых концентрациях он не опасен, но в больших дозах может вызывать раздражение слизистых оболочек, тошноту, головокружение. А в тяжелых случаях – судороги, наркотическое опьянение. В бытовых газовых плитах этилмеркаптан сгорает полностью, но в автомобильных двигателях он не успевает вступить в реакцию с кислородом и попадает в атмосферу.

Фотосинтез наоборот

Одним из самых эффективных и безопасных источников энергии для автомобилей называют биотопливо. Даже десятая доля этанола в бензине позволяет сократить выхлопы аэрозольных частиц до 50%, выбросы СО – на 30%. Биоэтанол используют такие монстры, как Koenigsegg CCXR Limited Edition и Mercedes-Benz SLS AMG E-CELL, и скромники вроде «Мегана» и «Фокуса». Наибольшую популярность этот вид топлива получил в Америке: в Штатах почти все гоночные автомобили исполь­зуют метанол. В Бразилии на биоэтаноле передвигается около половины автопарка. Госпрограммы в некоторых странах Азии также поддерживают использование биотоплива.

Катализируй это

Современные методы снижения содержания вредных веществ в выхлопе автомобилей в основном сводятся к использованию катализаторов. Но у них тоже много недостатков. Ученые Боннского университета установили, что трехкомпонентные катализаторы пропускают много аммиака, превращая автомобили в «коров». Кроме того, современные системы очистки не в состоянии уловить все частицы продуктов сгорания. Небольшой их процент проходит фильтры и попадает в окружающую среду в более опасном и трудно выявляемом состоянии.

А теперь стоит заглянуть в школьный учебник химии. Там черным по белому написано, что этанол – это этиловый спирт. Метанол, соответственно, спирт метиловый, смертельно опасный, как мы знаем. Что бы сказал герой Никулина, если бы узнал об идеях экологов залить в бензобаки этиловый спирт? «Поллитру? Вдребезги? Да я тебя!..» Но это все шутки, а если серьезно, для изготовления спирта нужны растения с большим содержанием крахмала или сахара, хотя подойдут и древесные опилки («Некоторые любят табуретовку», как говорил один известный литературный герой). Для производства 1 литра этанола нужно, например, 2,4 кг кукурузы – при обработке этого количества выделяется столько же парниковых газов, сколько от сгорающего в ДВС бензина

Желающие могут подсчитать, сколько миллионов тонн кукурузы нужно вырастить, чтобы обеспечить мировой автопарк. А ведь при выращивании сырья истощается почва, в нее вносят нитратные удобрения, которые также вредят экологии, сокра­щаются посевные площади пищевых культур, как и тропические леса. Если поставленные 10–20 лет назад правительствами задачи по распространению биотоплива будут исполняться полностью, то через полвека мы останемся голодными, с убитой почвой и атмосферой.

Ядовитые хранилища

Но если не газ и не спирт, то что? Конечно, электричество! Еще капитан Немо считал его топливом будущего, а Фердинанд Порше на заре своей инженерной карьеры строил электромобили. Ток в них давали кислотно-свинцовые аккумуляторы, которые, по сути, и сейчас яв­ляются хранителями энергии. Само сочетание чего стоит – тяжелый металл и серная кислота! Наверняка экологи будут довольны. Впрочем, наука движется вперед – появились литиево-ионные батареи. Они не такие опасные в эксплуатации, но быстро «стареют». Еще более совершенный литиево-полимерный аккумулятор при меньших размерах обладает большей емкостью и силой тока. Но он, увы, пожарооп­асен.

000!!6.jpg

Литий сам по себе неустойчивый металл. Так, в 1991 году партию батарей для японских телефонов пришлось отозвать после нескольких случаев самовозгорания. К тому же стоит литий уж точно не дешевле нефти, и на Земле его никак не больше. Этого металла в земной коре содержится 21 грамм на тонну – для сравнения, серебра в ней 0,07 г/т, а вольфрама 1,3 г/т). Для его добычи нужно несколько операций с использованием различных кислот и щелочей. Отдельная тема – утилизация батарей. Чтобы они не причинили вред окружающей среде, их нужно разбирать на безопасные части и обрабатывать опасные.

Но главное даже не в этом. И даже не в том, что сегодня, как и сто лет назад, обычный пробег электромобиля при нормальной температуре составляет всего 50 км. Да, чтобы их преодолеть, не придется заливать в бак бензин, нужно лишь электричество. Но вот откуда оно берется? По данным Международного энергетического агентства за 2010 год, 40% электростанций на планете работают на угле, 19% – на газе, 16% – на ядерном топливе и столько же на гидроэнергии, 7% – на мазуте и нефти и 2% – на других источниках.

Остается водород. Но его либо получают из нефти, либо при сжигании нефти…

А это значит, что альтернативы бензину на самом деле сегодня нет. И все, кто утверждает обратное, просто дурят нашего брата.

Все материалы темы «Не обманешь - не поедешь»:

Легенда об апокалипсисе

Ищите женщину

Формула-1

Самовоспламенение от иллюзий

Голубой AD

Альтернативное топливо

Хитрая реклама

История надувательств

10 бесполезных опций

Справедливое страхование