Невозможно на нескольких журнальных страницах рассказать обо всех, кто ковал спортивную славу Волжского автозавода. Многих томов не хватит, чтобы описать все гоночные модели завода и тех, кто их проектировал и строил. Поэтому мы решили вспомнить только самых-самых — самых быстрых и заслуженных, самых успешных и ярких.
Итак, встречайте: Топ-10 лучших спортивных автомобилей из Тольятти и Топ-10 пилотов, выступавших на автомобилях «АВТОВАЗа».
![ВАЗ-21011 ВАЗ-21011](/upload/medialibrary/78f/78f6f76279c768a19c78c24dc1537ddb.jpg)
ВАЗ-2101/21011
Кто не знает «копейку»? С серийной машины с 62-сильным мотором начинался на ВАЗе автоспорт: осенью 1970-го водители-испытатели Лукьянов, Пистунович и Фролов уговорили директора завода Виктора Полякова выделить спортсменам несколько автомобилей. А к середине 70-х годов тольяттинские умельцы умудрялись доводить мощность до 150 л.с., по 150 кг сбрасывать со снаряженной массы. И даже в 1979-м две «копейки» с моторами от ВАЗ-21011 под управлением Николая Елизарова и Сергея Вуковича замкнули десятку абсолютного зачета на ралли «Акрополис», этапе чемпионата мира.
![Стасис Брундза Стасис Брундза](/upload/medialibrary/ac9/ac960748bbf2b823c1e94137ffaf8432.jpg)
Стасис Брундза
![ВАЗ-2103 ВАЗ-2103](/upload/medialibrary/a3c/a3c5b9c2b95f71a433b0316e6ceec7e5.jpg)
ВАЗ-2103
«Трешка» — мечта обычного советского человека, самая динамичная и элегантная из вазовских моделей начала 70-х. А благодаря тщательной подготовке Стасиса Брундзы и его механиков эта машина стала нашей гордостью на мировых раллийных трассах: именно 2103 установил «вечный» рекорд, заняв 6 место на ралли «Акрополис» в 1976-м. Полуторалитровый мотор выдавал аж 115 л.с. вместо серийных 77. А соперниками были «Лянча Стратос», «Порше-911», «Рено Альпин А110», БМВ 2002…
![ВАЗ-2103 ВАЗ-2103](/upload/medialibrary/a4d/a4d3fd73c2b339d85cc34176f87490c2.jpg)
![Каститис и Арвидас Гирдаускасы Каститис и Арвидас Гирдаускасы](/upload/medialibrary/162/16201349436a739a8f6bfba343f7b351.jpg)
Каститис Гирдаускас
![Lada Niva Poch Lada Niva Poch](/upload/medialibrary/8af/8af01597bfc28222cc9808e6b61b7e19.jpg)
Lada Niva Poch
В 70-е годы серьезную помощь в продвижении продукции «АвтоВАЗа» на зарубежные рынки оказывали европейские дилеры — в Греции, Финляндии, Бельгии. Самым же большим энтузиастом автоспорта оказался француз Жан-Жак Пок. Именно с его подачи наша «Нива» вышла на трассу труднейшего ралли-рейда «Париж-Дакар». Семь лет продолжалась африканская одиссея Lada Niva Poch, и трижды французские пилоты советских машин поднимались на пьедестал почета: в 1981 году заняли третье место, а в 1982-м и 1983-м — второе.
![Lada Niva Poch Lada Niva Poch](/upload/medialibrary/0b8/0b8c7f7147100e160053d07b9874bd7d.jpg)
Виталий Богатырёв
![ВАЗ-2108 ВАЗ-2108](/upload/medialibrary/56f/56f0bb6b69d59d621e1b12742eb84b63.jpg)
ВАЗ-2108
С 1988-го по 1993 год не было такой дисциплины в отечественном автоспорте, где бы «восьмерка» не добилась успеха. Но помимо чемпионатов СССР и России по кольцевым гонкам и ралли, треку и кроссу, ВАЗ-2108 неплохо смотрелся на мировом и европейском раллийном первенствах и даже стал бронзовым призером чемпионата Европы по автокроссу. «Отличный автомобиль, чтобы получать удовольствие!» — сказал о нем победитель семи Гран-при «Формулы-1» Хуан-Пабло Монтойя.
![ВАЗ-2108 ВАЗ-2108](/upload/medialibrary/261/2610c81aba45cbd9536072058c277a11.jpg)
![Юрий Кацай Юрий Кацай](/upload/medialibrary/591/591a883a94037d9b8418a2db2eb051f8.jpg)
Юрий Кацай
![ВАЗ-2105 VFTS ВАЗ-2105 VFTS](/upload/medialibrary/c1e/c1e2d1088656705a2b12c9dc41ba571f.jpg)
ВАЗ-2105 VFTS
Десять лет — с 1981 по 1991-й — продолжалась эра «пятерки» в отечественном кольце и ралли. А ее кульминацией стала подготовленная в Вильнюсе «Лада-2105 VFTS». Двигатель на базе ВАЗ-2106 развивал 160-180 л.с., и семь сезонов доработанные литовскими инженерами тольяттинские машины блестяще выступали на самых скоростных этапах чемпионата мира, зачастую занимая весь пьедестал в своем классе на «Ралли 1000 озер» и «Ралли английского королевского автоклуба».
Жаки Икс
![Лада Нива Т3 Лада Нива Т3](/upload/medialibrary/767/76715eb86f90079a5de5e1ea524e898d.jpg)
«Лада Нива Т3»
В 1994 году эта почти серийная с виду «Нива» на финише ралли-рейда «Париж-Дакар» заняла 41 место. Скромно, не правда ли? Однако результат Александра Лакеева и его штурмана Валерия Кольчугина до сих пор остается высшим достижением русского гонщика за рулем русского автомобиля на трассе знаменитого марафона. А ведь родной мотор выдавал всего лишь 135 л.с., позволяя развить максимальную скорость в 170 км/ч. Тем не менее «Лада Нива Т3» дважды выиграла «Венгерскую Баху», а Лакеев замкнул десятку абсолютного зачета рейда «Париж-Пекин» в 1995 году.
![Борис Котелло Борис Котелло](/upload/medialibrary/2d4/2d4b3edc35b6ef0fa498130ec6ec16a8.jpg)
Борис Котелло
![Лада Самара Т3 Лада Самара Т3](/upload/medialibrary/fd9/fd993fa2c70f157b919e289569344d45.jpg)
«Лада Самара Т3»
Семь секунд до сотни, 360 сил и 220 км/ч! Нет, это не серийная «восьмерка» – от ВАЗ-2108 у гоночного среднемоторного прототипа, созданного специально для ралли-рейдов на базе «Порше-959», только лобовое стекло, оптика и дверные ручки. Но вазовская «ладья» гордо красовалась на углепластиковом кузове неспроста: помимо нескольких побед на международных ралли-рейдах и титула чемпиона Испании в этой дисциплине «Лада Самара Т3» заняла второе место в марафоне «Париж-Пекин» в 1995 году.
![Лада Самара Т3 Лада Самара Т3](/upload/medialibrary/2e9/2e93fd8b7d37371f8bf1865d89000303.jpg)
Виталий Петров
![Лада Революшн Лада Революшн](/upload/medialibrary/0e6/0e6aa1db0f8a01f8d918a7603546106a.jpg)
«Лада Революшн»
Это действительно была революция – проект команды Владислава Незванкина, который сегодня возглавляет компанию Lada Sport. Когда осенью 2003 года в Москве, а потом и в Париже показали одноместный гоночный спорт-прототип, он показался игрушкой. Однако в следующие три года на ВАЗе выпустили два десятка таких машин. Появился уникальный для нашей страны спортивный проект – гоночная серия на одинаковых и, главное, очень быстрых машинах. Именно «Лада Революшн» стала своеобразным трамплином для первого нашего пилота «Формулы-1» Виталия Петрова – он выиграл серию в 2005-м. А для завода «Революция» послужила прологом к участию в чемпионате мира.
Роберт Хафф
![Лада Гранта ТС1 Лада Гранта ТС1](/upload/medialibrary/4f2/4f2f35adc82008223628bee1a8e50f19.jpg)
«Лада Гранта ТС1»
Первые сезоны команды «Лада Спорт» в чемпионате WTCC были трудными – ни «Лада-110», ни «Приора» в 2008-2009 годах не смогли приблизиться к пьедесталу. Обратили внимание на вазовские машины в сентябре 2009-го, когда англичанин Джеймс Томпсон дважды финишировал шестым на этапе в итальянской Имоле, а по времени на круге «Приора» на 0,1 с стала опережать БМВ. Но только когда на кольцевые трассы вышла «Гранта ТС1» с 320-сильным турбодвигателем, подготовленным французской фирмой Oreca на базе оригинального блока цилиндров, скорость тольяттинских машин вплотную приблизилась к лидерам. «Красной угрозой» называли машины из Тольятти соперники. Любопытно, что базой для ТС1, которую к гонкам мирового первенства подготовили всего за 3,5 месяца, стала «Гранта Кап», уже год участвовавшая в чемпионате России, разве что мотор поставили совсем другой. Поначалу его мощности не хватало, так что в сезоне 2013 года выше 5-го места пилотам «Лады» подняться не удалось. Но после летнего обновления в 2014-м, когда двигатель получил дополнительные 60 сил, клиренс сократили с 80 до 60 мм, и установили 18-дюймовые колесные диски, пришли первые победы: Роб Хафф выиграл в Китае и Макао и в итоговом протоколе чемпионата мира замкнул первую десятку.
Габриэле Тарквини
![Лада Веста ТС1 Лада Веста ТС1](/upload/medialibrary/c8a/c8ab9f89d16151490fb4e25cab430feb.jpg)
«Лада Веста ТС1»
Шасси и кузов участницы WTCC сезона-2015 разрабатывали инженеры команды «Лада Спорт» на базе только что дебютировавшей серийной «Весты». А французы из Oreca отвечали за аэродинамический обвес и двигатель. Мощность они довели до 400 л.с., и уже на втором этапе чемпионата Хафф принес команде первые очки, а на пятом поднялся на пьедестал, завоевав второе место и обойдя почти непобедимые тогда «ситроены». В 2016-м «Веста ТС1» поехала еще быстрее, Габриэле Тарквини одержал две победы, и уже два пилота «Лады» вошли в топ-десятку чемпионата мира.