Постановка задачи
Ездить просто так мне совсем не интересно. Я считаю: если уж собрался за тридевять земель, то на финише должен увидеть что-то совершенно необыкновенное, узнать что-то потрясающе интересное. Нужно сказать, что о датском хюгге, норвежской природе и шведском благополучии у меня уже было представление. И только про Финляндию я не знала ровным счетом ничего. Популярные стереотипы о вездесущей сауне, чрезмерном употреблении горячительных напитков и повышенной морозоустойчивости финнов в расчет не берем. А вот дизайн и архитектура этой страны – как раз то, что мне было интересно. Ну что, поехали?Дорога от Москвы до Хельсинки не близкая – от столицы официальной до северной, потом через Выборг в столицу Финляндии набирается 1100 км, и столько же, разумеется, обратно, – но вполне себе преодолимая. Особенно благодаря тому G-красавцу, за рулем которого мне посчастливилось долететь до Санкт-Петербурга, а потом и до главной точки назначения.
Кое-что о красавце
Забегая вперед, должна сказать, что нигде, ни в одном городе, ни на одном шоссе мне не удалось остаться незамеченной. Мой G70 приковывал к себе взгляды водителей соседних авто, заставлял удивленно останавливаться прохожих, а компания путешественников из Голландии даже умудрилась окружить мой Genesis прямо во время движения по парковке и сопровождать его, как личная охрана вокруг представительского лимузина некоего азиатского государственного деятеля. Ну и конечно, без подробных расспросов никуда меня не отпустили.Давно я не получала столько комплиментов – правда, не в адрес белокурых локонов и голубых глаз, а в адрес моего автомобиля. Даже, честно говоря, немножко ревновать начала. Впрочем, это, конечно, шутки. А если серьезно, то корейцы сделали очень крутое водительское кресло – с кучей настроек, вентиляцией и гибкой настройкой геометрии сиденья и спинки. Главное, ни разу за две с лишним тысячи верст у меня не заболела спина, а ведь встречаются машины (и не так уж редко), в которых она и за полчаса может испортить мне жизнь.
Еще очень понравились удобный спидометр в отражении на стекле и подсветка с регулятором мощности. Окружающих особо впечатляли «крылышки» эмблемы, что появлялись в темноте на земле рядом с порогами в свете фонарика из зеркал при разблокировке дверей – мы говорили, что это нас бэтмены встречают. И разъезжающиеся в разные стороны руль и сиденье при окончании движения, чтобы удобней было выбираться из машины, – замечательно! Наконец, впечатлила прекрасная шумоизоляция.
Красота форм и изысканность дизайна, конечно, прекрасно, но при отсутствии функциональности эти качества теряют всю свою привлекательность. То же самое можно сказать об архитектуре. Именно в этом, решила я, близки финский дизайн и автомобили «Генезис».
Как пройти в библиотеку?
Пожалуй, самая крупная фигура не только финского, но и всего скандинавского дизайна – архитектор Алвар Аалто, отец модернизма Северной Европы, чье имя известно буквально каждому финну. Скажем, знакомый каждому табурет Stool 60, был создан Аалто в 1933 году для городской библиотеки в Выборге. Кстати, в очертаниях ее соснового потолка угадывается морская волна. В главном читальном зале нет обычных окон, какие мы привыкли видеть в жилых или общественных помещениях. Рассеянное естественное освещение достигается за счет большого количества круглых отверстий в потолке.Вот и я еду дальше, к еще одной библиотеке, на этот раз к Центральной библиотеке Хельсинки. Ооди – настоящая ода функционализму, поражающая масштабами и техническими инновациями. Это не просто здание, где можно взять книгу и прочесть ее тут же, это идеальное место встреч, где расположены музыкальные залы, творческие студии, кафе, рестораны и даже кинотеатр. Финны по-настоящему гордятся своей библиотекой.
Пенный шелест волн прибрежных
Отказ от строгой геометрии прямых линий и жестких граней в пользу природной естественности определили необычную форму здания Ооди. И вновь вы видите в архитектуре волны северного моря и извилистую береговую линию. Не удивительно, ведь финны – большие любители проводить время на свежем воздухе, ловить рыбу, выходить в море на яхтах, да и просто находиться у воды. А воды в Хельсинки предостаточно.В каком бы районе города вы ни находились, набережная окажется в пешей доступности. У моря можно выпить кофе, поужинать в модном ресторане, заняться спортом, даже посетить сауну – куда без нее! Местные моряки весьма доброжелательны и легко пускали к себе на борт, чтобы я могла удовлетворить свое любопытство. Но в море выходить с ними за компанию все же не отважилась, тем более, что у меня есть свой комфортабельный транспорт, да и на твердой земле мне как-то спокойнее.