
Система оповещения о пересечении линий разметки
Смещение в соседнюю полосу без включения поворотника электроника расценивает как потерю водителем концентрации и активирует сигналы предупреждения, а в более хай-тековом активном варианте еще и с помощью подтормаживания колес пытается вернуть автомобиль в свой ряд. Такие системы действуют очень деликатно, чтобы не вызывать инстинктивного противодействия водителя, и, например, автоматический разъезд со встречным транспортом гарантирован лишь на городских скоростях. Если, конечно, оптические модули видят сплошную или прерывистую линии разметки, а, как показывает практика, даже в солнечный день и при чистом дорожном полотне это происходит не всегда.

Мониторинг слепых зон
Задача системы – предотвратить при перестроении столкновение с попуткой, которая притаилась в слепой зоне. Эффективность снижается при загрязнении радарных датчиков и наружных зеркал, на которые часто выводятся предупреждающие символы, особенно если размеры последних невелики. Оптимальное расположение таких индикаторов – внутри салона в зоне крепления зеркал.

Активный круиз-контроль
Отличный помощник на трассе! Не просто поддерживает заданную скорость, но и безопасную дистанцию, а в своем самом совершенном виде еще и учитывает знаки ограничения скорости. Правда, реакция на «понижающие» без упреждения. В российских условиях, когда спидкамеры часто ставят вплотную к знакам, это создает риск нарваться на штраф за превышение. Наконец, при перестроении и в крутых поворотах радары или оптические модули могут терять из виду попутку-ориентир, что служит сигналом к резкому ускорению, а это не всегда уместно.

Умные LED-фары
Такая оптика с множеством индивидуально управляемых LED-источников отменила прежнее разделение на дальний и ближний свет фар, сделав возможным некий оптимальный режим с переменной яркостью и дальнобойностью (до 500 м у наиболее совершенных матрично-лазерных LED-фар) в зависимости от трафика и погодных условий. Оборотная сторона медали – высокая стоимость такой оптики.

Система динамической стабилизации
Системы стабилизации за счет просчитанного электронным блоком подтормаживания колес и ограничения крутящего момента двигателя помогают бороться с заносом, а в наиболее продвинутых вариантах и сносом, что, безусловно, полезно. Однако при экстренном маневрировании многие современные системы такого рода не столько помогают водителю уклониться от преграды, сколько пытаются не допустить потенциально наиболее опасного бокового столкновения да еще с выездом на соседнюю полосу. В этом есть своя логика, но она не бесспорна.

Автоматическое подтормаживание на спуске
Специфические офф-роудные ассистенты тоже в ассортименте. Спуск по крутому склону куда легче с системой автоматического подтормаживания. За водителем остаются только руление и выбор пороговой скорости с помощью соответствующего регулятора. Однако в особо сложных условиях и нижний предел, скажем, в 5 км/ч оказывается слишком велик.

Автоматическое торможение при угрозе столкновения
Задача таких систем – подстраховать водителя, который отвлекся или при выезде с парковки задним ходом не видит возникшую преграду. Наиболее продвинутые устройства помогают избежать столкновения со стационарными объектами/пешеходами на скорости до 70/65 км/ч. На практике многое зависит от состояния покрышек и дорожного полотна. Автоматическое торможение выполняется жестко и лишь в случае, если водитель не вмешивается в процесс управления. Кроме того, радарные датчики слепнут от налипшей на них грязи или намерзшего льда (соответствующее предупреждение выводится на дисплей), а эффективность оптических модулей снижается еще и в темноте. В любом случае автоматического уклонения от преграды на торможении не происходит, поскольку поле обзора систем оценки ситуации ограничено. Наконец, существует проблема идентификации преграды в зависимости от ракурса или, скажем, комплекции, одежды пешехода.

Внедорожный круиз-контроль
Внедорожники научили и в подъем идти в полуавтоматическом режиме. Правда, в приоритете у такого внедорожного круиз-контроля – выставленная водителем скорость. Своевременно притормозить перед ямой или острыми камнями система, ориентирующаяся на крутизну подъема, пока не способна.

Система контроля давления в шинах
Перекачана покрышка – плохо. Травит воздух – еще хуже. Мало того что ускоренный износ протектора гарантирован, так еще и до потери управляемости недалеко. Для тех, кто не желает возиться с манометром и пачкать руки, скручивая вечно грязные колпачки вентилей, придумана система контроля давления (TPMS), которая выводит соответствующую информацию на дисплей борткомпьютера. Красота! Вот только датчики косвенного действия, использующие данные модуля ABS, дают ощутимую погрешность и включают тревожный индикатор лишь при существенном падении давления. Особенно это касается низкопрофильных покрышек, а они весьма недешевы. TPMS прямого действия с датчиками внутри шины точнее, но и они не свободны от электронных глюков. К тому же при замене колесных дисков для работы системы потребуются переустановка и перепрограммирование датчиков давления, что в ряде случаев возможно лишь с использованием специального оборудования. Наконец, TPMS прямого действия выводит из строя герметик для ремонта покрышек.

Проектор информации на ветровое стекло
Исключительно полезный ассистент, особенно для предпочитающих активный стиль вождения. Вся ключевая информация (выбранная передача, скорость, знаки ее ограничения, указания навигатора) находится в поле зрения человека за рулем, позволяя ему ни на секунду не отвлекаться от управления. Самые современные лазерные проекторы обеспечивают отличную четкость высвечиваемых символов. Кого-то раздражают эти картинки? Функция выполнена отключаемой.

Функции автопилотирования
Теоретически вы уже можете не держаться за руль (от 10 с до примерно минуты) в пробке или на трассе и выполнить перестроение в соседний ряд, просто нажав рычажок поворотника. Однако законодательство такие эксперименты пока, мягко говоря, не одобряет, и в случае ДТП водитель продвинутого автомобиля не сможет переложить ответственность на компанию-производителя, у которой наготове спасительная формулировка: «Мы предлагаем не автопилот, а ассистент водителя». Что до недавно появившейся связки систем беспилотного вождения с навигатором, то такой тандем работает не всегда корректно даже в тщательно картографированной Западной Европе.
