5 Января 2017, 04:03

«А теперь знакомьтесь - это «Паула», новейшая из наших моделей, которая пока существует всего в пяти экземплярах!» - Губерт Вальтль, член совета директоров «Ауди» хитро улыбнулся. И в просторный светлый цех, тихонько жужжа электромоторами, въехала Audi AGV. У нее не было дверей, стекол, водительского и пассажирских кресел, руля и даже… колес. Весит эта штуковина, как нельзя более похожая на гигантскую электробритву в футляре, аж 1200 кг, а скорость развивает всего-то 6 км/ч. И тем не менее «Паулой» в Ингольштадте гордятся, полагая, что именно в ней будущее завода - не только этого, второго, между прочим, по величине автосборочного предприятия в Европе, но и всего автомобильного производства «Ауди».

А все потому, что AGV в самые ближайшие годы позволит отказаться от конвейера. Вот так, ни больше, ни меньше!

Дело в том, что за сто с лишним лет конвейер (впервые запущенный Генри Фордом 25 января 1914 года), подошел к пику своего КПД и сегодня перестал удовлетворять растущие требования производства. Новые потребности рынка, ожидания клиентов, изменения законодательной базы оборачиваются увеличением различных версий автомобиля. А чем больше производных и вариантов, тем труднее их интегрировать в жесткий, последовательный процесс, который представляет собой конвейер. Базовые модели требуют меньшего количества операций, более дорогие и навороченные - куда большего. Скажем, в Ингольштадте выпускают модели А3, А4, А5 и Q2. С каждой из трех сборочных линий авто сходит раз в 88 секунд, вместе, таким образом, они выдают автомобиль примерно каждые 30 секунд. Мало того, что у этих машин разные кузова, двигатели, оборудование, есть ведь такие уникальные варианты, как А3 Sportback E-Tron. Подключаемый гибрид составляет небольшой процент от общего производства А3, но пока на семи отдельных рабочих постах он получает большую часть своей электрической начинки, остальные модели замирают на подвешенной под потолком конвейерной ленте. И количество таких заторов будет только увеличиваться.


Решить подобные проблемы призвана модульная сборка. Вместо непрерывного, как течение реки, конвейера инженеры «Ауди» предлагают своеобразное «озеро», в котором размещены «острова» сборочных станций. От одной к другой между ними курсируют управляемые по радио самоходные тележки с установленными на них автомобилями. Центральный компьютер контролирует всю деятельность цеха, чтобы он работал бесперебойно и максимально эффективно. Многочисленные «Паулы», следуя без водителя, но руководствуясь проложенным электронным мозгом маршрутом, снабжают станции точно вовремя нужными компонентами – от мельчайшего винтика до сдвижной крыши. В отличие от конвейера, модульная сборка может похвастать исключительной гибкостью - во времени и пространстве. Скажем, установить уплотнение двери в кузов купе можно вдвое быстрее, чем в 4-дверный седан. Когда центральный компьютер распознает затор на станции, к которой приближается автомобиль, он может перенаправить его на свободный пост, где на него пока навесят крышку багажника.


По подсчетам специалистов Audi, модульная сборка позволит увеличить производительность труда «примерно на 20% плюс Х». А вот размер этого самого “Х” будет увеличиваться с ростом разнообразия версий. Когда это произойдет? Уже скоро. С сентября в Ингольштадте первая «Паула» развозит системы кондиционирования в ночную смену. А внедрение модульной сборки в серийное производство начнется на сборке двигателей на заводе в венгерском Дьере.

Чтобы сделать производство более гибким и эффективным, его, во-первых, нужно оцифровать. Но, в конечном счете, еще эффективнее оцифровать не производство, а человеческое сознание

Но это только вершина айсберга, который называется «Умный завод Ауди». Центральный компьютер будет управлять здесь не только процессом сборки - он может оценивать качество получаемого от поставщиков проката, оптимальным образом кроить его на заготовки и даже помогать в конструировании пресс-форм таким образом, чтобы снизить потребление электроэнергии и уровень шума. Роботы в цехах не только выполняют за людей тяжелую или монотонную работу, они сами умеют отличать версии автомобиля и в зависимости от этого выбирают количество точек крепления детали и размер крепежа. При помощи лазерного сканера особые электронные системы помогают сборщикам оценить правильность монтажа электрооборудования - опять же в зависимости от версии конкретного автомобиля - и подсказывают, в случае надобности, верное решение. Компьютер организует поставку смазочных материалов на завод и контролирует затяжку пятисот миллионов болтов таким образом, чтобы увеличить срок эксплуатации гайковертов и снизить потребление энергии. Осуществляет визуальную связь между заводами «Ауди» в разных частях света так, чтобы при необходимости специалисты головного предприятия могли проконсультировать коллег на местах. И наконец, электронный мозг заказывает подачу автовозов с такой точностью, чтобы подгадать, когда последний автомобиль конкретной модели из конкретной партии для конкретного дилера выйдет из ворот сборочного цеха.


Похоже, все это, может быть, и не первый, но очень серьезный, если не решающий шаг к полностью автономному заводу. Будущее открывается завораживающее: чистый, пустынный сборочный цех, где роботы абсолютно автономно собирают абсолютно автономные автомобили. Один только вопрос: для кого? Ведь людям давным-давно запрещено управлять автомобилями и передвигаться в них. Они даже в автобусах, троллейбусах и метро не ездят – слишком опасно. Они просто висят в огромном хранилище, подключенные к общей системе жизнеобеспечения, и видят чудесные сны. Например, о том, как они покупают «Ауди-R8»…