Даже просто забраться на водительское сиденье Morgan Roadster человеку, который не дружит с физкультурой, не так просто. Открыв хлипкую дверцу и перешагнув широченный порог – не становиться же на алюминиевую подножку, так будет еще неудобнее! – с размаху падаешь в глубокое кожаное кресло, которое установлено прямо на полу. И это еще если на дворе хорошая погода и мягкий верх машины покоится за спинками кресел. Если же, не дай Бог, пойдет дождь, то проникнуть внутрь при поднятой крыше – занятие для хорошо тренированного акробата.
«Морган» сочетает снаряд для мужских игр на воздухе и образчик истинно британского духа
А уж езда на этом агрегате и вовсе может перевернуть ваше представление о собственных возможностях – физических и психических. Двести восемьдесят «лошадей» 3,7-литрового мотора, что прячется под низким алюминиевым капотом, для верности пристегнутым к деревянной раме кожаным ремнем, разгоняют эту жутяру до сотни за 5,5 секунды – быстрее «Порше Бокстера» и БМВ 535. Как вам максимальные 225 км/ч? Не впечатляют? Уверяю вас, это только на бумаге. Когда несешься по извилистой дорожке, ухватившись за тонкий полированный деревянный обод руля, сидя практически на уровне асфальта, вспоминая, что у «Моргана» и в помине нет никакой новомодной электроники – все на честном слове! – и нервно прислушиваясь, не заскрипит ли предательски ясеневый каркас кузова, кажется, что переходишь на вторую космическую. И все потому, что автомобиль этот выпускается с минимальными изменениями аж с… 1936 года. Что же за диковина такая, этот самый «Морган».
Расположенная в английском графстве Херефордшир Morgan Motor Company – старейшая из ныне существующих частная автомобильная фирма в мире. Производство в маленькой мастерской в городке Малверн Линк началось в 1910 году. Правда, первые четверть века своего существования компания Харри Моргана выпускала трехколесные «сайкл-кары», как тогда их называли, – дешевые, простые коляски с мотоциклетными моторами. Первый «настоящий» автомобиль, модель 4-4, то есть «4 колеса и 4 цилиндра», увидел свет 26 декабря 1935 года – и тут же отправился на старт новогодней гонки Лондон – Экзетер, которую благополучно и выиграл.
Конструкция 4-колесного «Моргана» не отличалась особыми изысками – стальная лонжеронная рама, зависимая задняя подвеска на листовых рессорах, изготовленный вручную открытый 2-местный кузов на деревянном каркасе (выдержанный в течение года ясень везли в Херефордшир из Шотландии), 4-цилиндровый моторчик мощностью 34 л.с., 3-ступенчатая коробка передач. Самое удивительное, что за прошедшие с тех пор восемь десятков лет в Малверн Линк мало что изменилось. Даже передняя панель «Родстера» образца 2015 года как две капли воды похожа на торпедо первого 4-4, с такой же нишей перчаточного ящика, где должны храниться очки и меховая шапка-ушанка. Да, под капотом «Моргана» периодически появлялись все более мощные моторы, машина становилась все быстрее и быстрее, занявший место отца Питер Морган время от времени пытался осовременить производственную программу семейной фирмы, но покупатели своими кошельками голосовали решительно против!
Простой, как три рубля, категорически несовременный, спартанский по оснащению, на редкость неудобный в повседневной жизни, «Морган», тем не менее, британцам очень понравился. Возможно, потому, что весьма удачно совместил в себе спортивный снаряд для мужских игр на свежем воздухе и некий образчик истинно британского духа. В начале 60-х судьба фирмы из Малверн Линк висела на волоске, вокруг рушились автомобильные гиганты, и легендарные британские марки навсегда уходили в небытие. Но в отличие от конкурентов, старавшихся идти в ногу со временем, неустанно совершенствовавших конструкцию своих машин, привлекавших итальянских дизайнеров в стремлении оставаться на гребне автомобильной моды, Морганы сделали ставку на консерватизм. И выиграли! В 1968 году дебютировал «Плюс 8» – самая мощная из моделей «Моргана», впервые оснащенная 8-цилиндровым V-образным мотором. Но по-прежнему с деревянным каркасом практически не изменившегося с 30-х годов кузова. И в середине 70-х очереди на машины из Малверн Линк вытянулись на 10 лет вперед. «Превосходные образцы англичан! – как писал Джон Голсуорси в начале 30-х. – Эта порода шагает по просторам Времени, ничем не выделяясь, не блистая ни ученостью, ни силой, ни прочими добродетелями, которые ей заменяет бессознательное, но непоколебимое убеждение в своей предызбранности».