Когда мне впервые пришло в голову отправиться в Норвегию на автомобиле, друзья подняли меня на смех. Ведь это реально долго: около 2500 км в одну сторону, границы трех государств и длинная паромная переправа. Зимой это казалось еще более невероятным…
Общая протяженность маршрута около 6000 кмМосква – Турку – Стокгольм – Арвика – Лиллехамер – Хафьель – Осло - Трюсиль – Квитфьель – Хемседал – Бейтостолен – Стокгольм – Турку – Москва |
Почему на автомобиле? Да потому, что все свое мы хотели взять с собой – лыжи, сноуборды, вещи и самые необходимые мелочи для удобного житья-бытья в стране у Полярного круга. Микроавтобус стал идеальным решением для такого путешествия: вместительный салон с высокой крышей, бездной вариантов трансформации и огромным багажником, тарифы на платных дорогах и пароме, как за обычную легковушку, и вполне вменяемый расход дизельного топлива. Таких машин на нашем рынке раз-два и обчелся, мы же выбрали Mercedes-Benz Vito.
Сразу скажу: самое сложное в путешествии в Скандинавию – дорога из Москвы до Питера и обратно, она реально утомляет. Впрочем, благодаря простому и удобному круиз-контролю я довольно редко пользовался педалями газа и тормоза, ведь менять при необходимости скоростной режим можно, касаясь кончиком пальца кнопки на руле. Машина легко набирает скорость – шутка ли, 190 сил и, главное, 440 Нм крутящего момента (!), так что голоса 2,1-литрового турбодизеля почти не слышно – и так же быстро снижает. Единственное, чем поначалу «Мерседес-Бенц» меня слегка напрягал, так это столпотворением рычажков под рулем. Постепенно привыкаешь, но первые дни я часто путал рычажок стеклоочистителя с селектором «автомата». Да, электроника предусмотрительно предупреждает тебя об ошибке. И все же расположенное слева, там, где растут рычажки поворотников, управление «дворниками» показалось не слишком удобным. Я понимаю, что немцы пытаются приучить нас к автоматическому режиму, но лично у меня к нему есть претензии.
Въезд на паром Турку – Стокгольм занял совсем не много времени, а впереди и нас, и «Вито» ждал день отдыха. Шоколадно-коричневый «Мерседес» уютно устроился среди громадных грузовиков, шеренг автобусов и стаек легковушек. Кстати, автомобильная палуба хорошо охраняется, так что за вещи в салоне можно не волноваться. Воспользовавшись этим, мы отправились на поиски развлечений. Благо их здесь – на любой вкус: рестораны, бары, кафе, магазины, ночной клуб. Только помните, на границе Швеции и Норвегии таможенники могут проверить количество ввозимого алкоголя, поэтому будьте осторожны с покупками в дьюти-фри. День на пароме прошел незаметно, и вот уже прямо по курсу зажглись огни Стокгольма. Впереди – дорога по Швеции, идеально ровная, мечта любого водителя.
В Норвегии несколько горнолыжных курортов, но самые интересные – Трюсиль, Хафьель, Квитфьель и Хемседал. Толпы туристов приезжают сюда, чтобы насладиться отличным катанием и чистейшим воздухом. Размещение возможно на любой вкус и кошелек – от недорогих апартаментов до шикарных отелей. Мы выбрали максимальное уединение в коттедже на горе. Выходишь из дома и – покатился вниз! Лыжи так и несут, постепенно набирая скорость. И вот уже «зеленая» трасса для новичков сменилась на «синюю», далее «красная» и в завершении «черная», самая сложная. С первого раза я не рискнул по ней поехать, нужно прикататься. Спустившись вниз, ровным шагом направляешься в apres-ski – как же без чашечки кофе с фирменным норвежским бутербродом с рыбой и зеленью? Вкуснота! Отсюда, снизу, интересно наблюдать, как подъемники, словно по волшебству, распределяют лыжников и сноубордистов равномерно по склону горы. Особо радует, что здесь нет очередей – этого главного бича горнолыжных курортов.
Сюда едут знающие люди, те, кому требуется нечто исключительное. Здесь нет пяти-звездочных отелей, но во всем чувствуется невероятный уют. Соседние холмы усыпаны новомодными коттеджами, в центре же курорта разместился отель Gudbrandsgard, где в одном из ресторанов можно отведать блюда норвежской кухни. Снега в Квитфьеле так много, что за ночь автомобили превращаются в сугробы. «Вито», однако, без проблем припарковался, а потом столь же непринужденно выбрался с погребенной под снегом стоянки. Трассы в Квитфьеле интересные, подходят для лыжников разного уровня подготовки. Мы, к примеру, сразу отправились на «черные», ведь именно за ними мы и приехали. Покров уже обработан ратраком, поэтому кататься было одно удовольствие. А какая панорама открывается сверху на долину, просто загляденье!
Вообще зимняя Норвегия прекрасна – ее словно бы специально создали для комфортного отдыха. И, разумеется, можно прилететь сюда на самолете. Но мы ни разу не пожалели, что отправились в эти края на автомобиле. Ведь с 10-километровой высоты нам не удалось бы увидеть Швецию и Финляндию, побывать в ночном Стокгольме, узнать, как живут жители маленьких норвежских деревушек, отведать блюда от шеф-повара, который готовил самой датской королеве… А все благодаря нашему надежному и безотказному Vito. За 6000 км машина ни разу нас не подвела, заводилась в любой мороз, крепко держалась за скользкий асфальт, с честью выдержала лосиный тест. Один «Вито», а сколько впечатлений!
За организацию поездки благодарим компанию «Джаз Тур» – ведущего туроператора по Скандинавии. Тел.: +7 (495) 775 7676